Как научить студентов извлекать уроки из ошибок
Люди не любят ошибаться, и учиться на ошибках крайне трудно — исследования это уже доказали. Но есть и научно доказанные способы это исправить.


Фото: andresr / Getty Images
Ранее мы уже рассказывали о работах американских исследовательниц — доцента Северо-Западного университета Лоры Эскрис-Винклер и профессора Чикагского университета Айлет Фишбах, которые объяснили, почему людям так сложно учиться на ошибках и неудачах.
Если коротко, то этому препятствуют эмоциональные и когнитивные барьеры. Из-за эмоциональных барьеров люди воспринимают неудачу как удар по самооценке и по представлениям о своих способностях, теряют интерес к деятельности и мотивацию прилагать усилия. А когнитивные барьеры возникают из-за того, что вынести урок из ошибки оказывается гораздо труднее, чем научиться на положительном опыте.
Чтобы найти правильное решение на основе ошибки, нужно проанализировать, что пошло не так, и исключить неверные варианты. Успешный же способ действий достаточно повторить — это проще, так как не требует рефлексии.

В статье 2024 года «Обучение на неудачах» (Learning from Failure) Айлет Фишбах и её коллега из Чикагского университета Райан Карлсон продолжили рассуждать на эту тему. Они проанализировали, как на людей влияют не только уже допущенные ошибки, но и само ожидание неудачи. А также — какие эмоциональные и когнитивные барьеры действуют на этапе постановки целей. Авторы статьи поделились советами для преподавателей и организаторов обучения, как побудить учеников браться за сложные вызовы и извлекать из ошибок пользу. Пересказываем ключевые идеи статьи.
Как ожидание неудачи мешает ставить цели
Движение к любой цели начинается с её постановки. Цель описывает желаемое состояние, которого человек стремится достичь (например, пройти курс астрофизики, получить повышение, защитить диссертацию), или нежелательное состояние, которого он стремится избежать (не завалить экзамен или оценку компетенций на работе, не попасть в списки на отчисление из вуза или в кандидаты на увольнение).
Ставя перед собой цель, человек зачастую выбирает из нескольких вариантов, сравнивает между собой альтернативы, рассматривая их плюсы и минусы. И в этом процессе складывается представление, что одни цели более достижимы, чем другие. Этот фактор способен повлиять на выбор, потому что люди, конечно же, не хотят испытать неудачу. При прочих равных человек скорее выберёт вариант, где риск провала поменьше, — например, решит, что курс астрофизики ему не по силам, и предпочтёт ему курс астрологии.
Представление о том, что цель должна быть достижима, лежит в основе целеустремлённости — готовности прилагать усилия, проявлять настойчивость, преодолевать сложности на пути к результату. И, согласно теории ожидаемой ценности, уверенность в успехе так же важна для мотивации, как и то, насколько ценным воспринимается результат. Из этого следует, что человек может потерять мотивацию для достижения цели ещё до того, как сделает к ней первые шаги, если не верит в свои возможности достичь её. Ожидание неудачи превращается в самосбывающееся пророчество — так и не решившись приступить к действиям, человек автоматически терпит провал.

Почему так происходит? Ведь, казалось бы, разумнее хотя бы попробовать, а если не получится, вынести уроки из ошибок и попытаться ещё раз. Но, как показывают результаты исследований, в реальности люди обычно поступают совсем не так — потому что им мешают эмоциональные и когнитивные барьеры.
Какие эмоциональные барьеры возникают при постановке целей
Как и фактическая, уже случившаяся неудача, ожидаемый провал тоже угрожает самооценке, подрывает веру в свои способности и побуждает отказаться от цели, которая кажется недостижимой.
Часто ожидание неудачи возникает из-за социального давления, которое приводит к угрозе того, что стереотип подтвердится. Это такой эффект в социальной психологии, когда человек опасается сделать что-то, что подтвердит негативный стереотип о его социальной группе, и этот страх влияет на его решения и поведение. Типичный пример — когда девушка, заинтересованная в точных науках, даже не пытается получить инженерное образование, потому что это «не женская профессия». Негативное влияние стереотипов зачастую сказывается не только на выборе целей, но и на их достижении. То есть, если человек убеждён, что задача ему не по силам, он действительно справляется хуже, чем тот, кого подобные убеждения не беспокоят.
Какие когнитивные барьеры возникают при постановке целей
При решении сложных задач в условиях нехватки информации совершать ошибки естественно и даже полезно — ведь ошибки гораздо более разнообразны, а значит, более информативны, чем верный ответ. Но люди склонны избегать «провальных» сценариев, в которых могли бы поучиться на ошибках, и практически никогда не ставят для себя такую цель — потерпеть неудачу и вынести из этого что-то полезное.
Это ярко иллюстрирует распространённое когнитивное искажение — предвзятость подтверждения. Суть его в том, что человек интуитивно предпочитает получать информацию, которая согласуется с его убеждениями, точкой зрения, гипотезой. А информация, которая противоречит существующим представлениям, зачастую просто игнорируется или отвергается. Влияние этого когнитивного искажения показывают эксперименты с «задачей Уэйсона», разработанной британским психологом Питером Уэйсоном в 1966 году, и с игрой «Загадочная коробка». Мы уже подробно описывали их в другой статье, а если пересказать вкратце — участники этих экспериментов могли получить подсказку о верном решении, если бы сначала выбрали «ошибочный» путь. Вместо этого большинство участников пытались подтвердить свои предположения, отвергая действия, которые казались им провальными.
Почему люди по-разному реагируют на ошибки
Согласно исследованиям, отрицательная обратная связь (то есть ошибки и неудачи) на пути к достижению цели может по-разному воздействовать на мотивацию человека.
С одной стороны, как отмечают Карлсон и Фишбах, на протяжении XX века психологи накопили много свидетельств того, что позитивный фидбэк гораздо эффективнее мотивирует человека двигаться к цели, чем негативный.
Например, об этом писал один из основоположников научного подхода к изучению мотивации и поведения Джон Уильям Аткинсон, той же позиции придерживался и автор теории социального научения Альфред Бандура.
Объясняется это тем, что положительные отзывы и поддержка окружающих подкрепляют уверенность человека в собственных силах, сигнализируют ему о том, что цель вполне достижима. А это, в свою очередь, побуждает прилагать усилия в нужном направлении.

С другой стороны, существует кибернетическая теория Чарльза Карвера и Майкла Шейера, а также теория самонесоответствия Эдварда Тори Хиггинса, которые утверждают обратное. Согласно им, негативный фидбэк мотивирует сильнее, чем позитивный, так как он демонстрирует разрыв между текущим состоянием и желаемым, тем самым побуждая человека не останавливаться на полпути и двигаться дальше.
Айлет Фишбах и её коллеги провели исследования и объяснили противоречия между этими двумя подходами. Как считают исследователи, ошибки и негативная обратная связь влияют на мотивацию по-разному в зависимости от того, как человек представляет своё движение к цели.
Для одних людей шаги в желаемом направлении отражают в первую очередь их собственную целеустремлённость, которая проистекает из убеждения, что цель для них ценна и достижима. Если действия приводят к успеху на промежуточном этапе, то это подтверждает, что они всё делают правильно, и подкрепляет целеустремлённость. Таким образом, положительная обратная связь мотивирует таких людей сильнее, чем отрицательная.
Для других людей их действия и усилия отражают достигнутый прогресс — то, насколько им удалось сократить разрыв до желаемой цели. Позитивную обратную связь они воспринимают как сигнал «Ты многого добился, цель почти достигнута» и в результате начинают прилагать меньше усилий, а порой даже переключаются на другие цели. А вот негативный фидбэк люди с мотивацией прогресса интерпретируют так: они постарались недостаточно, и нужно это исправить. То есть таких людей негативная обратная связь мотивирует сильнее, чем положительная.

Так, получив низкую оценку за контрольную работу по математике, один школьник может решить: «Ну, похоже, математика не так уж важна и интересна». А другой воспримет это так: «Я отстаю, нужно больше заниматься». Из одного и того же фидбэка они сделают разные выводы, и на их мотивации учиться оценка скажется по-разному.
Согласно экспериментам Фишбах и её коллег, то, как человек воспринимает негативный фидбэк, может зависеть от уровня его экспертности в соответствующей теме.
Люди, малознакомые с конкретной предметной областью (новички), склонны оценивать обратную связь с точки зрения своей целеустремлённости (неудача их демотивирует), а эксперты — с точки зрения прогресса (неудача их подстёгивает).
То есть, потерпев неудачу, новички в предметной области чаще всего начинают сомневаться в достижимости цели и в том, нужна ли она им, вместо того чтобы приложить больше усилий. И наоборот, чем больше у человека опыта, тем выше вероятность, что он оценит неудачу как сигнал того, что нужно постараться сильнее.
Как преодолеть эмоциональные и когнитивные барьеры
Часть рекомендаций Карлсона и Фишбах для тех, кто разрабатывает обучение и учится сам, уже есть в прошлой статье. Здесь приведём ещё несколько советов.
Совет 1: измените отношение учеников к ошибкам
В первую очередь важно, чтобы сам факт ошибки не становился для учащихся ударом по их уверенности в собственных силах. Иначе они будут избегать ситуаций, в которых неудача может быть полезной и продуктивной. Вот что могут для этого сделать преподаватели:
- Давать негативный фидбэк с позиции прогресса, а не целеустремлённости. Это можно делать прямо, фразами вроде «Как ты сама оцениваешь свой прогресс?», или косвенно, напоминая учащимся об их опыте и приложенных усилиях: «Учитывая твой опыт, что полезного ты извлёк из этого результата?» Как уже упоминалось выше, от того, как сам учащийся интерпретирует свои шаги к цели, может зависеть его дальнейшая учебная мотивация. Кроме того, если человек научится воспринимать ошибки как индикатор прогресса, вполне вероятно, что это снизит страх неудачи и побудит его ставить более амбициозные цели.
- Работать с установками учащихся. Если упростить, то атрибутивная теория мотивации Бернарда Вайнера (рассказывали о ней и других теориях мотивации в этой статье) гласит: когда учащийся воспринимает причины своих успехов и неудач как внутренние («У меня получилось, потому что я хорошо подготовился», а не «Мне попался лёгкий вариант») и контролируемые («Мои усилия принесли результат», а не «Помогли мои природные способности»), это приводит к устойчивой учебной мотивации, а следовательно — к высоким достижениям. На работах Вайнера во многом основана и теория мышления роста Кэрол Дуэк. Таким образом, преподавателю стоит доносить до учеников, что им по силам освоить материал, если они будут стараться, и развить свои способности, потому что они не определены раз и навсегда от рождения. И что ошибки — это не повод сомневаться в себе, а возможность научиться.
Совет 2: поощряйте обучение на ошибках
Второе направление, в котором стоит действовать преподавателю, — помочь учащимся увидеть ценность в ошибках и неудачах, вынести из них полезные уроки. Для этого исследователи рекомендуют следующие шаги:
- Включить внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация возникает, когда деятельность для человека сама по себе ценна, приятна и интересна, независимо от результата, к которому она приведёт. Ошибаться и испытывать неудачу чаще всего неприятно, поэтому в такой ситуации внутренняя мотивация обычно ослабевает. Но преподаватель может применить хитрый ход и прямо поставить перед учениками такую цель — совершить как можно больше ошибок и научиться с их помощью. Так с учебного задания снимается фокус «Нужно решить всё правильно», и сложные задачи уже не представляют угрозы, вместо этого превращаясь в увлекательный вызов.
- Поощрять контрфактуальное мышление. Так называется способ мыслить «вопреки фактам», представлять альтернативные варианты развития уже прошедших событий. И такие размышления, по словам Карлсона и Фишбах, очень полезны в ситуации неудачи. В представлениях о том, что могло бы случиться в других обстоятельствах, часто обнаруживается инсайт о том, как можно было не допустить ошибку, — это и будет урок на будущее: «Если бы я больше занимался, то наверняка лучше справился бы с экзаменом». Такой урок несложно перевести в намерения — способ действий, который поможет достичь лучшего результата.
Одно исследование показывает, что студенты, перечислившие больше факторов, которые помогли бы им получить более высокую оценку за тест, чаще развивают более продуктивные учебные привычки. По такому же принципу работает техника под названием «обёртка».
Читайте также:
- Как студентов учат не пасовать перед трудностями: подборка разных практик
- Как тревога и стресс влияют на результат экзамена
- Как установка на рост помогает повысить успеваемость в учёбе
- Как лучше учить: сначала дать теорию, потом задачу, или наоборот?
- Исследователи предложили новую модель «перевёрнутого класса»
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее