Образование
#Руководства

Как методисту начать зарабатывать на фрилансе

Чтобы работа «на себя» не разочаровала, к переходу в свободное плавание надо подготовиться.

Кредиты/Обложка: Marissa Grootes / Lauren Mancke / pickawood / Unsplash / freepik / tirachard / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Катерина Голомшток

Независимый сценарист-разработчик электронных курсов, работает в сфере обучения с 2012 года. С нуля создала более 200 курсов. Автор телеграм-канала Nova Academy.

Методист может работать как в штате, так и на фрилансе, выполняя разные заказы на разработку образовательных продуктов. Фриланс привлекателен по целому ряду причин, но у него есть и особенности, к которым важно быть готовыми, переходя на такой формат работы. Я расскажу, как начать зарабатывать на фрилансе, где искать заказчиков, а также о типичных ошибках методистов, которые делают в этом направлении первые шаги.

Особенности работы методиста на фрилансе

Любой фрилансер, в какой бы сфере он ни работал, сталкивается с одними и теми же или похожими трудностями. Все они преодолимы, но к ним надо быть готовыми.

Отсутствие стабильности

Работая по найму, вы привыкаете к тому, что на вашу карту каждый месяц поступает определённая сумма. Переходя в «свободное плавание», вы теряете эту стабильность. В первый раз я ушла на фриланс без подготовки, заказов не было, деньги кончались, и в итоге мне вскоре пришлось вернуться на стабильную работу в штат.

Поэтому тем, кто хочет начать работать на себя, я всегда рекомендую подготовиться. Во-первых, заранее сформировать финансовую подушку безопасности в размере ваших расходов месяца на три как минимум. Ведь чтобы собрать клиентскую базу и выстроить стабильную цепочку заказов, вам понадобится время. Во-вторых, уже работая на фрилансе, важно продолжать пополнять «подушку», то есть откладывать деньги. Вообще, это базовое правило финансовой грамотности для любого человека, но для фрилансера оно особенно важно.

Недоверие со стороны крупных компаний

Крупные заказчики зачастую не очень охотно обращаются к исполнителям-фрилансерам, особенно к тем, кто только начинает самостоятельный путь. Поэтому, скорее всего, на первых порах придётся браться за небольшие заказы (например, работать только над частью курса) или искать корпоративных клиентов через посредников — провайдеров обучения. То есть если, работая в онлайн-школе, вы занимались большими сложными курсами, то на фрилансе, возможно, планка ваших проектов снизится.

Впрочем, я замечаю, что ситуация начинает меняться к лучшему и большие компании всё больше доверяют фрилансерам. Например, я напрямую работаю с НЛМК, «ЛокоТех», «ВКонтакте», «Ростелекомом» и другими организациями. Причём они поручают не только какую-то часть работы, а разработку курсов с нуля под ключ. Но стоит учитывать, что уровень заказов во многом зависит от вашего портфолио (есть ли в нём крупные проекты и известные заказчики) и от того, насколько вы сами заметны на рынке.

Всё приходится делать самостоятельно

Если в крупной онлайн-школе вы работали в команде и отвечали только за свою часть, то на фрилансе надо готовиться к роли человека-оркестра. Например, если вы разрабатываете сценарий курса, то важно отдать его заказчику в готовом виде, не требующем правок от редактора и корректора. Вообще, широкий набор навыков повышает ваши шансы получать заказы на целые проекты. А это гораздо выгоднее, чем выполнение узкоспециализированных задач.

Также вам понадобятся навыки продаж и маркетинга. Умение продвигать и развивать личный бренд, продавать свои услуги фрилансеру абсолютно необходимо. Также очень важны self skills — так называемые внутренние навыки. К ним относятся, например, самоорганизация и забота о себе, управление своими эмоциями. А ещё обязательно нужно работать со своими страхами. Кроме страха отсутствия стабильности, фрилансеры часто сталкиваются с синдромом самозванца, который мешает адекватно оценивать свою компетентность и назначать справедливую цену за свою работу.

И конечно же, фрилансер — сам себе бухгалтер и юрист. Без отчётности не обойтись, поэтому придётся разобраться в договорах с заказчиками, формах предпринимательской деятельности (ИП или самозанятость), налогах и системах оплаты.

Выбор заказчиков и проектов поначалу ограничен

Когда вы только начинаете работать на себя, заказы не всегда очень выгодные. И бывает так, что работать приходится с не самыми комфортными клиентами, от которых нельзя отказаться, потому что других заказчиков и источников дохода просто нет.

Но постепенно, когда фрилансер зарабатывает репутацию в профессиональной среде, он или она получает возможность выбирать для себя проекты — самые интересные и прибыльные. На этом этапе уже можно будет отказываться от клиентов, которые пытаются манипулировать и занижать стоимость вашей работы.

Надо стать самому себе начальником

Это не так просто, как может показаться со стороны. Во время моего первого перехода на фриланс я долго не могла выстроить свой график. Ситуация усугублялась тем, что в то время я путешествовала, поэтому было трудно заставить себя продуктивно работать. Это тоже стало причиной того, что первая попытка оказалась неудачной.

Фото: ImYanis / Shutterstock

Позже я выделила два момента, которые помогают самоорганизации. Первый — я всегда работаю в специально отведённом месте. Даже во время поездок, когда снимаю не очень просторное жильё, всегда стараюсь выделить небольшое местечко — не перед телевизором, не за обеденным столом и не в кровати. Это помогает переключиться на работу и сконцентрироваться.

И второй момент — я никогда не работаю в пижаме. Обязательно надеваю джинсы и футболку или рубашку, и это тоже очень помогает собраться.

Как методисту начать работать на фрилансе

Если вы только задумываетесь о фрилансе, точно не стоит сразу же увольняться. Лучше начать брать заказы параллельно с постоянной работой и какое-то время совмещать эти два вида деятельности. Так вы поймёте, готовы ли искать клиентов и договариваться с ними, подходит ли вам вообще такой способ заработка. Конечно, это будет тяжело в смысле нагрузки, но это самый безопасный путь.

К полноценному переходу на фриланс надо подготовиться не только финансово, но и организационно. Так я поступила во второй раз — и эта попытка оказалась гораздо удачнее. На фрилансе я уже четыре года, работаю с российскими и зарубежными заказчиками, собрала свою команду разработчиков курсов и запустила телеграм-канал. А ещё благодаря фрилансу я смогла осуществить свою мечту и начала путешествовать.

Назову шаги, которые помогли мне этого достичь.

Шаг 1. Решите, в каком сегменте хотите работать

Выбор целевой аудитории очень важен — именно на потребности потенциальных клиентов вы будете ориентироваться, продвигая свои услуги.

Вашими клиентами могут быть онлайн-школы сегмента EdTech (да, кроме штатных методистов, им бывают нужны услуги фрилансеров). Как правило, они уделяют большое внимание методологии разработки курсов. Также всё чаще к услугам методистов обращаются представители инфобизнеса. Раньше в этой сфере все ресурсы вкладывались в продвижение, а качество курса имело мало значения, но сейчас многие инфобизнесмены тоже понимают важность грамотного методического подхода к обучению.

Ещё один вариант сотрудничества для фрилансера — провайдеры корпоративного обучения, которые разрабатывают курсы по заказам разных компаний. И конечно, можно попробовать напрямую предлагать свои услуги компаниям, обучающим своих сотрудников.

Шаг 2. Определите своё конкурентное преимущество

Решив, с какими клиентами вы хотите работать, постарайтесь разобраться, какие у вас сильные стороны и преимущества, отличающие вас от конкурентов на этом рынке. В маркетинге есть такое понятие — уникальное торговое предложение, это то, что выделяет товар или услугу среди аналогичных на рынке. Вам нужно найти своё уникальное торговое предложение — то, что вы умеете делать лучше других или ваши дополнительные навыки, которые позволяют вашим заказчикам сэкономить, обратившись к одному специалисту вместо двух. Например, моим главным преимуществом стали навыки дизайнера.

А вот делать своим конкурентным преимуществом низкую цену — плохая стратегия. В долгосрочной перспективе она затормозит ваше развитие.

Шаг 3. Составьте портфолио

Портфолио не следует путать с резюме, в котором указывают информацию о своём образовании, местах работы, навыках. За редким исключением заказчикам всё равно, где вы учились и работали, — гораздо важнее увидеть то, что вы умеете делать и можете им предложить.

В портфолио важно включить примеры своих работ: видеокурсов, лонгридов, слайдовых курсов, отдельных сценариев — вообще всего, что вы делали как методист. Всё это нужно аккуратно сверстать в любом удобном виде — завести личную страничку, например, на Tilda или просто сделать PDF-документ.

Скриншот: портфолио Катерины Голомшток на сайте Articulate Storyline

Также в портфолио следует указать весь перечень услуг, за которыми к вам можно обратиться. Лучше всего писать как можно конкретнее и подробнее — какие типы курсов вы делаете, какими инструментами владеете, в каких конструкторах собираете курсы, с какими LMS уверенно работаете и так далее.

Очень полезно включать в портфолио отзывы заказчиков. Не стесняйтесь собирать обратную связь после каждого заказа. Кстати, фидбэк от клиентов заодно поможет вам оценить свои слабые и сильные стороны. Вы поймёте, какие навыки стоит «подтянуть» и на какие свои преимущества можете смело рассчитывать (мы ведь не всегда можем объективно оценить себя самостоятельно).

Шаг 4. Рассчитать стоимость своих услуг

Этот этап часто вызывает сложности: продешевить не хочется, но и задирать цену выше рыночных расценок страшно — тогда есть риск остаться без заказов.

Поделюсь своим способом рассчитывать стоимость заказа. Сначала нужно ответить на вопрос — сколько вы хотите зарабатывать в месяц? Желаемая сумма должна покрывать ваши расходы, в том числе связанные с работой — профессиональное обучение, оплату интернета, услуги субподрядчиков (если вы обращаетесь, скажем, к программисту или иллюстратору для работы над своими проектами) и так далее. Для удобства возьмём сумму в 100 тысяч рублей.

Второй вопрос — сколько часов вы готовы уделять работе? Стандартная рабочая неделя составляет 40 часов, но, допустим, на фрилансе вы хотите работать поменьше — 25 часов в неделю, или 100 часов в месяц. Поделив желаемый месячный доход на количество рабочих часов, мы получим 1000 рублей. К этой сумме нужно добавить 30% на непредвиденные расходы. Это будет желаемая стоимость часа вашей работы.

Желаемую стоимость нужно сравнить со средней стоимостью похожих услуг на рынке. Если вы хотите разрабатывать онлайн-курсы, скажем, за 1000 рублей в час, а конкуренты делают это за 500 рублей в час, то ваша цена не вписывается в рынок. Но это не значит, что надо сразу снижать свою планку. Попробуйте сначала обосновать, почему ваша работа стоит именно столько, и донести эту ценность до клиента. Может быть, вы и результат способны выдать в два раза лучше и быстрее, чем большинство других исполнителей, или берёте на себя дополнительные функции, в результате чего заказчик получает не одну услугу, а две-три и, может быть, даже экономит, потому что покупка этих услуг у разных специалистов обошлась бы ему дороже.

Ситуация может быть и обратной: скажем, ваш расчёт показал, что вы хотите зарабатывать 1300 рублей в час, а среднее значение по рынку — 2000 рублей в час. В этом случае можно смело повышать свою цену до рыночной.

Только учтите, что почасовая оплата не очень выгодна, за исключением ситуаций, когда заказчик не до конца понимает, чего он хочет, и вы постоянно что-то переделываете по его пожеланиям. Во всех остальных случаях лучше сразу рассчитывать фиксированную стоимость проекта. Вот как это можно сделать: умножьте стоимость часа своей работы на количество времени, которое вам потребуется для работы над конкретным проектом (да, для этого нужно научиться прикидывать, сколько времени у вас займёт каждый этап — формирование структуры курса, общение с предметными экспертами, подбор материалов, написание сценария и так далее). Для такой оценки можно использовать любой трекер задач с таймером — например, Monitask или Shtab. Не забудьте добавить к полученному количеству часов ещё 20–30% — это запас времени на работу над правками от клиента, потому что с его стороны обязательно будут какие-то замечания.

Фото: DimaBerlin / Shutterstock

Также стоит подумать, какие услуги вы могли бы оказывать за дополнительную плату. Например, ваша основная роль — методист, и вы разрабатываете структуру и сценарий курса. В дополнение к этому можно предложить, например, глубокий маркетинговый анализ целевой аудитории, создание проморолика для продвижения курса — зависит от того, что вы умеете и хотите делать. Для всего этого тоже нужно определить цену.

Шаг 5. Выберите организационно-правовую форму для работы

На этом этапе стоит определиться, будете ли вы регистрироваться как ИП или самозанятый. Для начала я бы рекомендовала поработать на самозанятости — вести налоговую отчётность в этом варианте гораздо проще, чем в индивидуальном предпринимательстве.

Однако, если вы планируете работать с корпоративными клиентами напрямую, статус ИП станет вашим преимуществом, так как его предпочитают бухгалтерия и юристы крупных компаний.

Шаг 6. Составьте типовой договор для заказчиков

Заказчики часто запрашивают типовой договор, к тому же его наличие поможет защитить ваши права, если после выполнения работы клиент вдруг перестанет выходить на связь или откажется платить. В договоре стоит прописать и количество итераций в процессе работы, чтобы не утонуть в бесконечных правках. А ещё рекомендую включить условие о том, что вы вправе использовать фрагменты курса для демонстрации примеров своих работ другим заказчикам и в иных целях. Например, если вы захотите выступить на профильной конференции и поделиться методическим опытом, вам пригодятся реальные примеры тех или иных приёмов, применяемых при создании курсов.

Шаг 7. Продвигайте личный бренд

Работа над личным брендом фрилансеру необходима, так как именно он может открыть вам двери в большие проекты с крупными заказчиками.

Для начала стоит завести профиль в соцсетях. Например, это может быть телеграм-канал, где вы будете регулярно делиться экспертным контентом. Если вы ориентируетесь на иностранных заказчиков, обязательно нужна страничка в LinkedIn. Также важно подписаться на все профильные сообщества, где можно найти потенциальных заказчиков — чаты HR- и T&D-специалистов, чаты с вакансиями, тематические паблики. Стоит активно общаться, комментировать посты, предлагать собственный контент, если формат сообщества это подразумевает. Нетворкинг на таких площадках поможет искать не только клиентов, но и потенциальных субподрядчиков — например, если в ваш новый проект нужен дизайнер или программист.

Шаг 8. Следите за трендами и постоянно учитесь

Важно понимать, что происходит на рынке обучения: в чём нуждаются потенциальные клиенты, что предлагают конкуренты, какие потребности целевой аудитории ещё не закрыты и какие новые подходы к созданию курсов появились.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

Учиться и развиваться придётся непрерывно, причём не только в своей профессиональной области, но и в смежных. На мой взгляд, методисту будет полезно поучиться, например, копирайтингу — чтобы объяснять сложные вещи простым и понятным языком, не прибегая к помощи редакторов. Хорошие навыки коммуникации тоже нужны, чтобы уверенно вести переговоры с клиентами и эффективно работать над курсами с тематическими экспертами. Сторителлинг, геймдизайн — к этим направлениям тоже стоит присмотреться.

Где методисту искать заказчиков

Когда заходит речь о поиске заказчиков, я всегда вспоминаю историю про Рембрандта, одного из самых знаменитых художников XVII века. Он на многих своих картинах изображал какого-нибудь персонажа с собственным лицом. Поэтому потенциальные клиенты, знакомые с работами Рембрандта, узнавали его при встрече.

Это до сих пор очень действенный приём, поэтому я рекомендую при любой возможности рассказывать и показывать, чем вы занимаетесь, что умеете, с какими запросами к вам можно обратиться. В первую очередь стоит информировать о том, что вы начинаете работать на фрилансе, всех друзей — в соцсетях и при личной встрече. И обязательно нужно рассказывать о себе в тематических профсообществах. Дело в том, что в нашей сфере самый эффективный канал привлечения заказов — «сарафанное радио». Чем больше людей знают вас как хорошего методиста, тем выше шансы на то, что к вам будут обращаться за услугами.

Вот ещё несколько способов найти новых заказчиков:

  • Профессиональное обучение. Учёба на различных курсах может стать хорошей возможностью для нетворкинга, а значит, и для поиска заказчиков. К тому же из совместного обучения нередко вырастают целые команды — люди знакомятся и общаются на курсе, а затем кооперируются для работы над общими проектами.
  • Профессиональные конкурсы. Конкурсы для методистов и разработчиков онлайн-курсов проводят, например, EdCrunch, iSpring, Digital Learning. Стоит изучить условия и подать заявки. Как показывает мой опыт, призовые места на подобных конкурсах действительно привлекают новых заказчиков.
  • Профессиональные конференции. Участие в конференциях, во-первых, помогает следить за трендами и развиваться вместе с рынком. А во-вторых — полезно для прокачки личного бренда и поиска клиентов. Чем больше вы будете «светиться» везде, где только можно, тем вероятнее, что вы получите новые заказы.
  • Профиль на LinkedIn. Повторю: он важен, если вы хотите работать на зарубежном рынке, но и заказчики из российских компаний тоже зачастую имеют аккаунты на этой платформе.
  • «Холодный» маркетинг. Суть этого способа в том, что вы напрямую обращаетесь к той компании или эксперту, с которыми хотите поработать. Именно так я и получила первый крупный контракт в 2018 году — написала в понравившуюся компанию, и мне предложили большой заказ на разработку курсов. Позже с этой компанией мы сотрудничали ещё в нескольких проектах.
  • Бывшие заказчики. Специалистам по продажам хорошо известно такое явление, как допродажи, — клиенту, который уже купил один продукт, продают что-то ещё. Фрилансер может использовать тот же принцип и регулярно напоминать о себе прошлым заказчикам. В начале года я просмотрела свою базу клиентов, выбрала десятерых, которым может быть интересно моё предложение, и сделала рассылку. В итоге получила три заказа, хотя с этими клиентами в последний раз работала достаточно давно.

Какие ошибки чаще всего приводят к неудачному опыту фриланса

Назову две самые распространённые ошибки фрилансера и расскажу, как их избежать.

Срыв сроков или переработки

Это одна из причин, по которым корпоративные клиенты зачастую не любят обращаться к фрилансерам — из-за риска, что человек не выполнит заказ в срок и даже не предупредит, что не успевает. У ответственных фрилансеров есть другая проблема — они сдают проекты вовремя, но ради этого работают без отдыха и в большом стрессе, что приводит к выгоранию.

Фото: tativophotos / Shutterstock

Причиной обеих проблем может быть прокрастинация или неправильная оценка необходимого на работу над проектом времени. Поэтому я рекомендую выстроить собственную систему и правила — например, оценивая сроки, добавлять ещё 20% на непредвиденные задержки.

А ещё стоит облегчить себе работу, насколько можно. В этом помогут, например, шаблоны сценариев. Разработав такую «болванку» курса, вы сможете подстраивать её под разные однотипные запросы. Это сэкономит вам время. Общение с заказчиками тоже можно оптимизировать — например, у меня есть презентация с базовым коммерческим предложением, которая позволяет легко внести нужные изменения и посчитать стоимость конкретного проекта.

Ещё полезно чётко определить рабочие часы и донести эту информацию до клиентов. Скажем, договориться, что в выходные дни, а также после шести вечера в будни вы не отвечаете на сообщения. Такая система позволяет эффективно планировать своё время, разделять работу и отдых, а риск сорвать сроки снижается.

Чисто формальный подход к заказу

Когда фрилансер работает лишь на уровне исполнителя, следуя техзаданию, но не погружаясь в проблему заказчика, чаще всего получается не самый качественный продукт. И клиент вряд ли обратится к этому фрилансеру второй раз.

Недавно я сама столкнулась с этой проблемой как заказчик. Мне нужен был сайт для нового проекта, и я обратилась к разработчику. Сразу проговорила, что не разбираюсь в сайтах, ставлю такую задачу в первый раз, и мне нужна его помощь, чтобы нарисовать правильный макет. В итоге он сверстал сайт не по макету, и только после окончания работы сообщил, что макет я предоставила неправильный.

Чтобы не допускать таких ситуаций в своей работе, важно подходить к ней стратегически. То есть не просто делать то, что вам сказал заказчик, а постараться выяснить, для чего этот курс ему нужен, какую задачу он должен выполнять.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована