Как делать тесты, которые работают. Отрывок из учебника Edutainment
Из-за неудачных формулировок тест может получиться бесполезным и даже раздражающим. К счастью, несложные правила помогут этого избежать.
Иллюстрация: Freepik collection / Freepik / Center-game / Annie для Skillbox Media
Эксперты компании Center-Game подготовили электронный учебник под названием «Edutainment. Как делать онлайн-курсы, которые ваши студенты запомнят надолго» — он поможет разработать вовлекающий курс с нуля или проверить, насколько эффективен уже существующий. Авторы делятся рекомендациями, как проанализировать свою аудиторию, выстроить логику и структуру курса, управлять вниманием учащихся, добавлять интерактивность и использовать дидактический сторителлинг. Пособие будет полезно методистам, педдизайнерам, продюсерам онлайн-курсов и T&D-специалистам.
С разрешения Center-Game мы публикуем главу, в которой рассматриваются правила составления тестов.
«Тест — самый простой инструмент проверки, который быстро сделать и легко автоматизировать. Кажется, что это легко: пишешь вопросы по материалу, придумываешь варианты ответов, добавляешь в конец урока. В целом всё так, но есть нюансы.
У каждого вопроса — своя задача
Бывает, тесты делают просто потому, что нужна проверка знаний. Иногда это работает, и тест получается неплохим на интуиции. Следующий шаг — понять задачу каждого теста и каждого вопроса в курсе и спроектировать их так, чтобы они выполняли задачу.
Проблематизировать
Задача — показать пользователю разрыв между его нынешними знаниями и потенциально возможными. Например, в самом начале дать несколько вопросов по теме обучения. Цель в том, чтобы человек ошибся и понял, что интуитивно такую задачу не решить — нужны знания. Это станет основой для теории и даст дополнительную мотивацию.
Закрепить
Задача — повторить теорию через смену формата на „вопрос-ответ“. Этот момент может стать ключевым для запоминания: пользователь пытается сам воспроизвести теорию и получает либо поощрение за правильный ответ, либо указание на ошибку. Ещё лучше — если ошибку объясняют, а не просто выделяют красным цветом.
Проверить и отсеять
Задача — проверить, насколько хорошо пользователь усвоил знания, в отрыве от теории. Иногда с помощью таких тестов происходит ещё и отсев: кому давать сертификат, а кому нет, кого приглашать на следующий уровень, а кого оставить на предыдущем.
Главные правила тестовых вопросов
Вопросы — главная часть теста. Если они непонятны пользователю или сами дают подсказки, это повлияет на образовательные результаты. Вот несколько правил, которые уберегут от ошибок.
1–2 предложения
Длинный текст вопроса путает и пугает пользователя. Вопрос кажется сложным, особенно если в нём много подчинительных связей. По возможности сокращайте.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Выберите все варианты, которые относятся к особенностям штамповки в открытых штампах, придающих штампованной детали окончательную форму. | Выберите все особенности открытых штампов, которые придают детали окончательную форму. |
Только важное
Любая информация, которая не относится к сути вопроса, — лишняя. Исключение: если вы проверяете умение пользователя находить суть в сложных документах — например, договоре или законопроекте.
Плохо | Хорошо |
---|---|
В онлайн-курсах часто рекомендуется замерять метрику COR. Какой % по COR считается нормальным, если ориентироваться на массовые открытые онлайн-курсы? | Какой % по COR считается нормальным в массовых открытых онлайн-курсах? |
Вопросы без „не“
Вопросы, сформулированные через «не», превращают тест в игру на внимательность. Чаще всего их можно переделать или использовать другой тип вопроса — об этом дальше.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Сети на основе какой топологии не распространены в промышленном интернете вещей? | Выберите все топологии сетей, распространённые в промышленном интернете вещей. |
Подсказки
Бывает так, что вопрос сам наводит на правильный вариант ответа или сформулирован слишком очевидно. Это плохой вопрос, потому что проверяет внимательность вместо знаний.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Какая стратегия переговоров предполагает компромиссное решение? • Соперничество • Уклонение • Компромисс • Приспособление | Какая стратегия переговоров учитывает интересы обеих сторон? • Соперничество • Уклонение • Компромисс • Приспособление |
Ситуации, кейсы
Пользователю будет проще представить ситуацию, чем абстракцию — это поможет понять и воспринять вопрос. Можно описать одну ситуацию и создать внутри неё серию вопросов, чтобы погрузить в контекст.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Расположите по порядку действия перед техобслуживанием АСУ ТП. | С момента внедрения вашей АСУ ТП прошло полгода, пора провести профессиональное техобслуживание. Вы звоните подрядчику и просите приехать. Расположите по порядку, что сделаете к его приезду. |
Главные правила дистракторов
Дистракторы — это варианты ответов. Они тоже могут содержать подсказки или запутывать пользователя там, где в этом нет никакого смысла. Для них тоже есть несколько простых правил.
Равнозначность
Сделайте варианты ответов примерно одной длины, равновероятными и проверяющими именно знания, а не хитрость или догадливость. Выделяющийся ответ сразу привлечёт внимание.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Выберите самое полное определение АСУ ТП. • Автоматизированная система управления технологическим процессом • Автоматическая система управления технологическим процессом • Группа решений технических и программных средств, предназначенных для автоматизации управления технологическим процессом | Выберите самое полное определение АСУ ТП. • Автоматизированная система управления технологическим процессом • Автоматическая система управления технологическим процессом • Программы и агрегаты для автоматизации управления технологическим процессом |
Чушь
Неправильные ответы не должны быть шуточными или очевидно неверными. В сложных темах такие трюки сразу видно, и они раздражают.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Какая стратегия переговоров предполагает компромиссное решение? • Соперничество • Рэп-батл • Компромисс • Приспособление | Какая стратегия переговоров учитывает интересы обеих сторон? • Соперничество • Уклонение • Компромисс • Приспособление |
Заметное выделение
Если правильный ответ — это идеальный компромисс, или он звучит „научнее“, или единственный сочетается с вопросом по грамматике, его сразу раскусят».