Из-за дистанта во время пандемии многие израильские ученики начальных классов испытывают сложности с чтением — у них просто не было возможности практиковаться в классе под руководством педагога. А для самостоятельных занятий детям не хватает мотивации, ведь у ребёнка обычно есть дела и поинтереснее чтения.
Поэтому исследовательницы из Педагогического колледжа Тальпиот в Холоне (Израиль) искали действенный способ побудить школьников читать. К выбору они подошли оригинально — решили привлечь собак. О своём эксперименте педагоги рассказали изданию Israel21.
Как проходил эксперимент
Исследование проводила студентка магистратуры Педагогического колледжа Тальпиот и учительница Ортал Леви под руководством Ширли Хар-Цви, руководительницы направления специального образования и старшей преподавательницы этого колледжа.
В эксперименте участвовали 29 четвероклассников из израильской школы, которых разделили на две группы. Все дети практиковали чтение вслух в течение 10 занятий. Школьники из первой группы читали сами себе, а ребята из второй — собакам. Пушистых участников исследования предоставила Ита Мерла — дрессировщица и специалистка по зоотерапии, которая сама работает учительницей в той же школе.
Как чтение собакам повлияло на навыки школьников
Результаты, по словам Ширли Хар-Цви, оказались очень убедительными. «Все участники улучшили свои навыки, однако у той группы, которая читала собакам, значительно повысилась точность чтения. Мы предполагаем, что при более длительном эксперименте мы могли бы увидеть влияние и на скорость чтения», — рассказала исследовательница.
Но разве дети не получили бы те же самые результаты, если бы читали вслух друзьям, родителям или учителю? «Так и есть, — отвечает на этот вопрос Ита Мерла, — проблема только в том, что дети этого не делают». Друзья и родители часто бывают заняты, учитель тоже не может уделить много времени каждому ученику. К тому же дети могут опасаться критики — а собаки критиковать их точно не станут.
Как питомцы мотивируют детей читать
Некоторые дети уже в начальной школе не любят читать — и если, например, выделить время для самостоятельного чтения на уроке, то они будут скорее просто смотреть в окно мимо открытой книги. Однако, как рассказала Ита Мерла, даже дети, раньше не проявлявшие любви к чтению, с энтузиазмом принялись читать собакам.
По словам учительницы, животные создают для детей среду безопасности и принятия. Они спокойно сидят рядом и слушают, и ребёнку не нужно беспокоиться, что кто-то будет его поправлять или смеяться над его ошибками. В такой обстановке ученику комфортно самостоятельно оценивать своё чтение и исправлять неточности.
Как поделилась Ита Мерла, почитать собакам захотели и дети из контрольной группы, которые читали вслух сами себе. И после окончания эксперимента им это, конечно, разрешили.
Кстати, это не единственный пример, когда собак привлекают к образованию. В некоторых школах и вузах их специально приводят на занятия для снижения стрессов учащихся и не только.
Однако читать лучше детям младшего школьного возраста могут помочь не только четвероногие друзья, но и технологии. Мы недавно рассказывали о специальных программах на основе ИИ с такой функцией.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!