Новое исследование учёных из Великобритании, опубликованное в журнале Computers & Education, показало, что посещаемость очных лекций студентами зависит в том числе от того, какой формат обучения считают нормой остальные учащиеся. То есть студенты решают, пойти на лекцию или посмотреть её позже в записи, под влиянием нескольких факторов. Важно, считают ли они сами тот или иной формат более полезным, советует ли преподаватель посещать лекции и какой вариант нормы сложился у однокурсников.
Исследование основано на данных о 212 студентах, которые участвовали во вводном курсе по психологии в одном из шотландских вузов, а также заполнили анкету исследования и согласились на использование административных данных о себе.
Как формат лекций сказался на посещаемости
У исследователей был доступ к данным о посещаемости 24 из 30 лекций вводного курса по психологии, прочитанных в сентябре-декабре 2019 года. Посещаемость лекций со временем снижалась, причём на каждой присутствовало на пять студентов меньше, чем на предыдущей. В среднем каждую лекцию посетили 55% учащихся. Интересно, что студенты мужского пола значительно реже посещали лекции, чем студентки. Кроме того, занятия чаще прогуливали носители языка по сравнению с теми, для кого английский — второй язык.
Количество просмотров записей лекций также снижалось с течением времени, хотя и более медленными темпами: запись каждой следующей лекции смотрело на одного студента меньше. В среднем каждую лекцию посмотрели в записи 31% студентов — с большей вероятностью это те, кто не посещал очное занятие.
80% студентов обращались к записям по крайней мере один раз в семестр и чаще всего просматривали лекцию полностью. Возможно, студентам было трудно искать определённые разделы за счёт специфики того, как настроен пользовательский интерфейс или структура самих лекций, и поэтому они прибегли к просмотру всего видео.
Как психологические факторы повлияли на выбор формата
Студенты в целом положительно относились ко всем трём формам возможного поведения:
- посещению очных лекций,
- использованию видеозаписей в качестве дополнения к ним,
- полной замене посещения лекций на просмотр их видеозаписей.
Однако в третьем случае больше было нейтральных оценок: то есть студенты не склонны считать замену очных лекций видеозаписями самой правильной учебной стратегией, но и вреда в ней не видят.
Кроме того, исследователи определили, как студенты воспринимают сложившиеся в вузе нормы отношения к разным форматам лекций. Для этого учащихся просили оценить, считают ли их однокурсники и преподаватели правильным каждый из трёх форматов. Согласно результатам исследования, студенты склонны считать, что остальные на курсе тоже положительно относятся ко всем трём вариантам. Лекторы, как считали студенты, такое отношение не разделяют: они очень позитивно настроены по отношению к посещению очных лекций и к использованию видео в качестве дополнения, но не считают правильным использовать записи как замену очным занятиям.
Изучив связи между этими данными и тем, как студенты посещали лекции на самом деле, исследователи пришли к выводу, что на поведение учащихся влияет то, какой способ обучения считают нормальным их однокурсники. То есть если студент считает, что остальные на курсе считают нормальным не тратить время на очные лекции, а смотреть их в записи, то он может последовать этой норме. Но личное отношение студента и рекомендации преподавателя тоже будут влиять на решение — социальные нормы не полностью определяют поведение.
Есть и ещё один важный фактор — уровень идентификации конкретного учащегося, то, насколько он чувствует себя частью учебной группы. Исследователи отмечают, что и на норму поведения в группе, и на уровень идентификации учащихся можно влиять, продвигая более полезные учебные стратегии. Например, если студенты будут чувствовать себя частью учебной группы, а их одногруппники — одобрять использование записей лекций в качестве дополнения к очным занятиям, то это может привести к более продуктивному обучению.
Ранее российские студенты оценили, насколько лекции (очная, а также записанная в присутствии слушателей и без слушателей) оказались для них полезными, интересными и содержательными. Через пару дней после лекций исследователи провели небольшой опрос, чтобы выяснить, сколько информации студенты запомнили. По всем этим параметрам оба вида онлайн-лекций проиграли очной. Что любопытно, у лекции, записанной вне аудитории, все показатели чуть выше, чем у записи, сделанной в присутствии слушателей. Большинство респондентов другого совместного белорусско-российского исследования (81%) выступали за смешанное обучение — сочетание очных занятий и цифровых ресурсов.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «Есть несколько точек зрения на то, надо ли в видеолекции преподавателю быть в кадре»
- Как психологические факторы влияют на эффективность онлайн-обучения
- Исследователи доказали, что видео эффективнее живых лекций. Или не доказали?
- Учёные считают, что ускоренный просмотр видеолекций не вредит их пониманию
- Офлайн-лекции в университетах: атавизм или незаменимый формат?