В последние десятилетия, по данным ЮНЕСКО, высшее образование в мире стало гораздо доступнее — охват им вырос с 9,75% в 1970 году до 38% в 2018-м. Но обучение в вузах по-прежнему нельзя назвать доступным для всех — образовательное неравенство по экономическим причинам сохраняется и между странами, и внутри них.
Чтобы выяснить, от чего в разных странах зависит доступность высшего образования, доцент кафедры высшего образования Института исследований в области образования Университета Торонто (Канада) Элизабет Бакнер и аспирантка Яра Абделазиз провели масштабное межнациональное исследование. Проанализировав показатели 117 стран из Мировой базы данных неравенства в образовании ЮНЕСКО, они выявили несколько закономерностей.
Оказалось, что самый большой образовательный разрыв — в странах с уровнем дохода ниже среднего (по классификации Всемирного банка). Это означает, что у наиболее обеспеченной части населения гораздо больше возможностей окончить среднюю школу, поступить в университет и получить диплом, чем у менее состоятельных людей. По мере роста благосостояния страны этот разрыв уменьшается.
Ещё выяснилось, что в странах с разным уровнем дохода неравенство проявляется на разных ступенях образования:
- В странах с низким ВВП на душу населения — большой разрыв на этапе среднего образования, то есть дети из бедных семей чаще оканчивают только начальную школу. В результате до высшего образования доходят только самые обеспеченные.
- В странах со средними доходами населения школьное образование доступно более-менее всем, разрыв появляется на этапе поступления в вуз. То есть доход семьи начинает играть значимую роль только после окончания школы.
- В богатых странах поступление в вузы более доступно, но неравенство заметно в сведениях об окончании вуза: малообеспеченные студенты гораздо реже получают диплом, чем их более состоятельные сверстники. Можно предположить, что они чаще бросают учёбу ради заработка.
Ещё исследование показало, что высшее образование гораздо более доступно малообеспеченным жителям богатых стран, чем самым состоятельным в странах с низким ВВП на душу населения. Элизабет Бакнер и Яра Абделазиз считают, что в дальнейшем стоит изучить то, как образовательное неравенство меняется в долгосрочной перспективе, а также то, как на него влияет государственная политика в области образования.
Неравенство в доступе к качественному высшему образованию обнаружили и аналитики Института образования НИУ ВШЭ. Места на востребованных специальностях в престижных вузах в первую очередь достаются абитуриентам из состоятельных семей. Менее обеспеченным приходится идти в колледж или техникум либо в университет с небольшим конкурсом, где вероятность поступить на бюджет выше.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!