Образование
#новости

Исследователи выяснили, как абитуриенты выбирают вуз и специальность

Специалисты НИУ ВШЭ рассмотрели мотивацию учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры разных университетов.

Одной из тем, рассмотренных в 17-м выпуске информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования», стали стратегии выбора вуза и специальности. Объектом исследования выступили студенты российских вузов, обучающиеся очно.

В части анализа барьеров на пути к получению высшего образования выводы сделаны на основе данных, полученных от 19 176 студентов, 17 735 из которых учатся на бакалавриате и специалитете, а остальные — в магистратуре. Опрошенные представляют разные регионы страны и типы университетов — ведущие, опорные и прочие.

В исследовании представлены данные за 2019/2020 учебный год.

Выпускники каких школ учатся в университетах

Авторы исследования пришли к выводу, что школа оказывает значительное влияние на образовательные планы учащихся. Из числа опрошенных будущих бакалавров 66% пришли в вуз после общеобразовательной школы, а из лицеев, гимназий, учреждений с гимназическими классами или углублённым изучением отдельных предметов — 28%. А начальное и среднее профобразование перед поступлением в университет получили всего 6%.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №17

При этом 60% респондентов имели опыт обучения в классах с определённой специализацией. Проще говоря, большинство сегодняшних студентов бакалавриата учились в классах с каким-либо уклоном.

Говоря о качестве образования в школах респондентов, исследователи отмечают, что оно довольно высокое. Чтобы определить это, они попросили участников опроса оценить долю их одноклассников, поступивших в вуз.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №17

Выяснилось, что в среднем этот показатель составляет 71,5%. Это, в частности, говорит о высоком влиянии одноклассников на мотивацию поступать в вуз.

Как абитуриенты выбирают вуз и направление подготовки

Авторы бюллетеня напомнили, что выбор учебного заведения — сложный многоступенчатый процесс, который протекает под воздействием внешних факторов. Проще говоря, решая, идти ли в университет и в какой именно, какую специальность выбрать, абитуриент подвержен влиянию семьи и школы.

Хотя существует целый ряд потенциальных ориентиров для выбора вуза, поступающих прежде всего интересует качество обучения в нём.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №17

Также учёные ВШЭ узнали, что многие респонденты поменяли планы в течение года перед поступлением.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №17

Правда, в данных мониторинга не указано, что именно послужило причиной для этого — изменение интересов и осознанный выбор другого вуза и направления подготовки или же отсутствие возможности поступить туда, куда хотелось. Например, из-за дефицита бюджетных мест, недостаточно высоких результатов ЕГЭ, мнения родных и прочих факторов.

Исследователи считают, что российские абитуриенты в целом рационально подходят к выбору будущей профессии — прежде всего они ориентируются на возможности, которые получат при трудоустройстве, и свои способности. Куда реже решающую роль играет случай. Кстати, те же выводы недавно подтвердил опрос, который провёл ВЦИОМ.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Кто идёт учиться в магистратуру и как они выбирают место учёбы

Отмечается, что подавляющее большинство учащихся магистратуры поступает туда сразу после окончания бакалавриата. По данным исследования, только 14% магистрантов сделали перерыв между окончанием первой ступени высшего образования и началом второй.

Авторы бюллетеня считают, что это говорит о восприятии россиянами бакалавриата и магистратуры как единого целого, то есть как условного аналога специалитета.

Помимо этого, известно, что студентами магистратуры чаще становятся выходцы из семей с более высоким социально-экономическим статусом. Так, у 59% матерей и 51% отцов опрошенных магистрантов есть высшее образование. Кроме того, семьи как минимум 54% респондентов из этой группы можно отнести к материально обеспеченным.

А ещё выяснилось, что подавляющее большинство магистрантов хорошо училось на бакалавриате. Неудовлетворительные оценки имел всего 1% респондентов, а преобладание оценок «удовлетворительно» отметили 6%. Отличниками были 25%, 47% учились только на «хорошо» и «отлично», а 21% — в основном получали хорошие оценки.

Если большинство студентов бакалавриата ориентировалось при поступлении прежде всего на качество образования в университете, то при выборе вуза для магистратуры решающим фактором был личный опыт обучения в конкретном вузе — об этом сообщили 52% респондентов с соответствующей ступени. То есть более половины магистрантов просто продолжили учиться в своих учебных заведениях. Авторы предполагают, что для большинства студентов магистратура — скорее удобный способ отложить выход на рынок труда.

А вот конкретную специальность будущие магистранты выбирают почти так же, как выпускники школ: большинство из них ориентируется на карьерные показатели и собственные способности. Правда, и в этом вопросе многие движутся по инерции: 28% магистрантов выбрали то же направление, которое изучали на бакалавриате.

Однако в мониторинге не указано, происходит ли это потому, что студентам нравится уже выбранная специальность, или они выбирают то же самое просто как менее рискованный вариант.

Кстати, ранее эксперты Высшей школы экономики выяснили, что в России магистры зарабатывают больше, чем бакалавры. Вероятно, это ещё одна причина продолжать обучение после окончания первой ступени высшего образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована