Образование
#новости

Исследователи рассказали, как в других странах студентов наказывают за плагиат

А также они выбрали из чужого опыта меры, которые стоило бы перенять и российским вузам.

Специалисты Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ изучили опыт борьбы с академическим мошенничеством — списыванием и плагиатом в студенческих работах — в Великобритании, США, Германии, Сингапуре, Швейцарии и Гонконге. Некоторые методы, считают исследователи, могут сработать и в российской образовательной среде.

Как относятся к плагиату в российских и иностранных вузах сейчас

Под плагиатом в исследовании подразумевают случаи, когда студенты копируют чужие материалы без указания авторства или нанимают других учащихся или авторов, чтобы потом выдать их работу за свою (проще говоря, покупают рефераты и курсовые или бесплатно используют чужие готовые). Как оказалось, в академической среде в названных странах очень серьёзно относятся к попыткам мошенничать при обучении.

В американских вузах за такие нарушения могут исключить, оставить на второй год, а также внести информацию о случаях плагиата в приложение к диплому. А в Сингапуре ответственность также несёт соучастник ― например, студент старшего курса, который отдал свою старую работу.

При этом плагиат в иностранной академической среде воспринимается как нарушение не только образовательных норм, но и этических. В российских вузах, согласно недавнему исследованию, преподаватели относятся к плагиату менее строго. Более половины опрошенных могут в качестве наказания снизить оценку, сделать замечание или вообще не отреагировать на нарушение.

Какие методы борьбы с плагиатом можно внедрить в России

Иностранные вузы назначают разные наказания за студенческий плагиат. В Стэнфордском университете в США, например, отстраняют от занятий и даже назначают общественные работы. В Национальном университете Сингапура проштрафившемуся студенту ставят неудовлетворительную оценку по предмету или отказывают в праве получить оценку за проект. В Гонконге дают возможность переделать задание, но могут применить и дисциплинарные меры ― от выговора или штрафа до отчисления.

В российских вузах действуют внутренние правила и нормативные акты, касающиеся академического мошенничества. Но авторы исследования предлагают методы, которые могут сделать борьбу с плагиатом эффективнее и даже работать на опережение:

  • Провести нормативные и информационные мероприятия: разработать курс по академической этике, чётко объяснить понятие плагиата и установить его допустимые объёмы, создать гайды по правилам цитирования и работы с источниками.
  • Изменить порядок промежуточной аттестации. Сейчас к академической задолженности ведёт лишь плагиат в курсовых и письменных экзаменационных работах, но не в повседневных домашних заданиях. И даже курсовую работу можно пересдать без последствий. Авторы исследования предлагают в случае серьёзных академических нарушений ставить неудовлетворительную оценку по дисциплине, в которой студент пытался сжульничать.
  • Изменить порядок привлечения к ответственности: создать на уровне факультетов специальные комиссии, которые будут рассматривать случаи академических нарушений. Такие комиссии смогут назначить студенту дисциплинарное наказание или рекомендовать отчислить его, а также призвать к ответственности соучастника ― того, кто дал списать.

То есть авторы исследования предлагают упорядочить и структурировать работу с академическим мошенничеством, разъяснить основные понятия и выработать систему наказания.

Напомним, что недавно академическое сообщество столкнулось с новой проблемой ― теперь нерадивые студенты могут использовать при написании учебных работ искусственный интеллект (это тревожная новость в первую очередь для гуманитарного образования). Так, в январе 2022 года выпускник РГГУ Александр Жадан поделился в Twitter, что защитил диплом, написанный с помощью чат-бота ChatGPT.

Отношение к возможностям нейросетей у представителей образовательного сообщества двоякое. Одни считают, что нужно полностью исключить применение ИИ в учёбе, другие склоняются к тому, что процесс необратим и, напротив, нужно научиться использовать новые технологии в обучении.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована