Образование
#новости

Исследователи оценили влияние ChatGPT на успеваемость и прокрастинацию студентов

И выяснили, какие факторы обычно побуждают использовать чат-бот при подготовке учебных работ.

Коллектив учёных из Пакистана и Малайзии изучил причины, по которым учащиеся вузов обращаются к инструментам на основе генеративного искусственного интеллекта (на примере ChatGPT) при выполнении учебных заданий, а также последствия этого. Работа опубликована в International Journal of Educational Technology in Higher Education.

Что особенного в этом исследовании

В ходе исследования авторы разработали специальную шкалу для оценки того, насколько широко студенты применяют ChatGPT. В предыдущих опросах по теме учащихся, как правило, спрашивали о том, как часто они обращаются к чат-боту и какие учебные задания готовы выполнять с его помощью. А в новом исследовании использовали более основательный подход: составили опросник из десяти утверждений вроде «Я полагаюсь на ChatGPT в своём обучении» и «Использование ChatGPT сегодня — обычная практика», а потом протестировали его на 165 студентах.

Статистический анализ позволил определить, какие утверждения в опроснике лишние — при их исключении из подсчётов результат почти не менялся. В итоге исследователи предложили шкалу для оценки использования ChatGPT из восьми пунктов. С её помощью провели второй более масштабный опрос. В нём участвовали 494 студента пакистанских вузов. Из них половину составляли мужчины, средний возраст респондентов составил 22,16 года.

Помимо использования чат-бота, в исследовании изучали разные аспекты отношения студентов к учёбе. Респондентам нужно было по шкале от 1 до 5 баллов в диапазоне от «категорически не согласен» до «полностью согласен» оценить, чувствуют ли они себя перегруженными, беспокоятся об оценках или о качестве выполненной работы, много ли прокрастинируют и испытывают ли проблемы с запоминанием информации. Авторы предположили, что некоторые из этих показателей отражают причины, по которым учащиеся используют ChatGPT, а остальное — это скорее последствия частого применения ИИ. Чтобы отделить причины от последствий, опрос проводили трижды с интервалом в две-три недели среди одних и тех же студентов и результаты оценивали в динамике.

Какие характеристики студентов оказались связаны с использованием ChatGPT

Исследование показало, что учащиеся, которые чаще использовали ChatGPT, ниже оценивали свои способности запоминать информацию и были более склонны к прокрастинации, чем те, кто пользовался этим инструментом реже. Кроме того, студенты, которые чаще использовали ChatGPT для своих академических задач, имели более низкую успеваемость.

При этом ChatGPT в своих работах реже использовали студенты, которые беспокоились об оценках. Возможно, они больше склонны были соблюдать академическую честность, а может, просто сильнее других опасались получить плохую оценку, если в их работах обнаружат сгенерированный искусственным интеллектом контент. Что касается таких факторов, как повышенная нагрузка и нехватка времени, то они предсказуемо повышали вероятность обращения студента к ChatGPT: перегруженные учащиеся чаще других прибегали к помощи чат-бота.

Авторы исследования рекомендуют разрабатывать учебные программы и стратегии преподавания, которые задействуют естественное любопытство учащихся. Они считают, что студентов важно научить испытывать удовлетворение от самостоятельного освоения сложных концепций. Исследователи признают, что быстрые решения с помощью генеративных нейросетей очень привлекательны для студентов, и предлагают бороться с этим с помощью признания достижений учащихся, которое могло бы поддерживать в них гордость за собственные свершения.

Ранее в ходе опроса студентов ведущих российских вузов в декабре 2023 — январе 2024 года выяснилось, что 46% используют ИИ при подготовке домашних заданий, в курсовых и квалификационных работах этот процент ниже — 18%. Тем не менее даже дипломные работы в некоторых вузах, например в САФУ, уже разрешается писать с помощью генеративных нейросетей. А в НИУ ВШЭ объявили конкурс на использование нейросетей при подготовке работ. Однако при этом от студентов требуется сообщать об использовании ИИ и указывать, какие именно задачи в работе решены с его помощью.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована