Лаборатория образовательного права Института образования НИУ ВШЭ провела исследование «бюджетов времени» школьников России, чтобы выяснить, какими видами деятельности они заняты в течение дня. Результаты исследования вышли в серии «Современная аналитика образования».
Выводы основаны на опросе 803 школьников из 14 регионов, 981 родителя из 18 регионов и 128 учителей из 21 региона. Большинство (92%) опрошенных учащихся представляют 5–9-й или 10–11-й классы. Среди родителей равномерно представлены те, чьи дети учатся в начальной, средней и старшей школе. Педагоги, участвовавшие в опросе, также работают на всех трёх уровнях школьного образования. Среди респондентов были шире всего представлены жители Москвы, Московской и Ярославской областей, Якутии и Северной Осетии.
Что ребёнок делает утром
Типичное утро ребёнка оказалось посвящено, помимо завтрака, социальным сетям (51,3% обобщённых ответов) и прочему общению в интернете (26,3%). При разбивке по классам видно, что онлайн-активность в первую очередь характерна для средней и старшей школ.
Но это не означает, что младшеклассники не пользуются по утрам гаджетами: многие из них говорили об играх на телефоне или планшете. Доля таких ответов к концу начальной школы увеличивается почти в 2,5 раза: если в первом классе таких 13%, то в четвёртом — 33%. Со временем игры начинают терять привлекательность: к восьмому классу играют на смартфонах всего 10%. В старшей школе чтение книг или комиксов и вовсе обгоняет игры на телефоне или компьютере: 6% всё ещё играют в 11-м классе, а 11% сообщали о чтении.
О том, что они делают зарядку или занимаются любой другой физической активностью утром (например, пробежкой), сообщили только 1,49% школьников.
Как ребёнок учится в школе
Школы чаще всего соблюдают установленные требования к расписанию, однако у учащихся могут быть дополнительные занятия, которые не всегда в понимании опрошенных отличаются от уроков. Согласно ответам учеников, обычно в день у среднестатистического российского школьника 6–7 уроков. Об этом сообщили 66,5% школьников. А вот 3–4 урока в день всего лишь у 4,85% респондентов.
При этом максимальное среднее количество уроков в день — в девятом классе, минимальное — естественно, в первом. В 5–8-м классах, как правило, количество занятий ограничивается шестью уроками в день. Лишь в девятом классе ученики впервые сталкиваются с расписанием из восьми уроков (так отвечают 39% девятиклассников).
Только 8% школ, по словам родителей, располагают специальными рекреационными комнатами, а также зонами для активного отдыха. Уровень физической активности на переменах, по мнению учителей, у школьников низкий, а уровень взаимодействия с гаджетами — высокий.
Чем школьники занимаются после уроков
Более чем в половине случаев (64%) родители сообщали, что их ребёнок не остаётся в школе после уроков. Среди детей, оставшихся в школе, часть проводила время в группах продлённого дня, на дополнительных занятиях или с одноклассниками.
Среди тех, кто уходит из школы после уроков, многие тоже идут на дополнительные занятия: об этом упомянули 68% родителей. Среди школьников 55% сообщили, что посещают кружки или музыкальные, художественные школы или спортивные секции. В среднем школьники посещали дополнительные занятия 2,5 раза в неделю, и этот показатель не слишком различается у учащихся разного возраста.
Помимо кружков, школьники ходили к репетиторам, — так ответили 38% опрошенных. Причём из тех, кто ходит к репетиторам в шестом классе, 73% сообщили о занятиях дважды в неделю. А в 11-м классе 56% респондентов начинают посещать репетитора три раза и более в неделю. Эти данные в целом совпадают с информацией, полученной от родителей. В частности, судя по данным их опроса, у детей в 11-м классе среднее число занятий с репетитором достигало 3,29 в неделю, а в классах помладше — двух занятий в неделю.
Чаще всего, в 74% случаев, с репетитором дети готовились к государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ЕГЭ).
На посещении дополнительных и спортивных занятий, а также репетитора образовательная активность школьников не заканчивается — в этот же день их ждёт домашняя работа. В среднем каждый школьник, принявший участие в опросе, тратил на домашнюю работу 2 часа 10 минут в день (включая выходные дни). Время, которое школьники тратили на домашнюю работу, увеличивается с возрастом. Особенно заметной становится динамика после восьмого класса: затрачиваемое на домашнюю работу время возрастает с 1 часа 54 минут (в среднем у восьмиклассников) до 2 часов 33 минут к 11-му классу. Параллельно, кстати, снижается среднее количество прогулок: восьмиклассники выходят погулять около четырёх раз в неделю, одиннадцатиклассники — менее трёх.
Мировая и российская статистика показывает большой вес домашнего задания в распределении внешкольного времени детей. Согласно другому исследованию, которое проводили в РАНХиГС, 41% российских детей в обычных школах и 46,7% в лицеях и гимназиях тратят на выполнение домашних заданий более двух часов в день. При этом большинство родителей российских школьников считают, что домашние задания в школах отменять не нужно. Исследователи также утверждают, что совсем отказываться от домашних работ не стоит — но учителям определённо надо подумать, как сделать эти задания короткими и эффективными.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: