Образование
#новости

Исследователи из МГППУ изучили феномен Zoom-усталости студентов

Кроме того, они выяснили, какое количество онлайн-занятий на дистанте оптимально для учащихся и как этот формат сказывается на здоровье.

Работу провели в сентябре 2021 года специалисты Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета. Результаты опубликованы на портале PsyJournals.ru в составе сборника «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)», который был подготовлен к одноимённой конференции.

Что изучали

Эксперты попытались изучить связь дистанционного обучения в формате видеоконференций с возникновением так называемой Zoom-усталости.

Участниками исследования стали 100 студентов московских вузов в возрасте 17–24 лет. Их попросили ответить на ряд вопросов, связанных:

  • с частотой использования Zoom и аналогичных платформ для участия в занятиях;
  • состоянием после видеоконференций;
  • отношением к такому формату учёбы;
  • уровнем истощения и усталости от онлайн-обучения;
  • уровнем эмоционального комфорта учащихся.

Как часто студенты участвовали в онлайн-парах

Выяснилось, что большинство респондентов принимали активное участие в онлайн-занятиях. При этом из-за отсутствия единого подхода к их организации число видеоконференций и продолжительность перерывов между ними различались в зависимости от университета.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media. Источник данных: сборник «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»

Чаще всего опрошенные (43%) участвовали в трёх видеоконференциях в день. Реже — в одной-двух (25%) и четырёх-пяти (27%).

Кроме того, учёные поинтересовались, каким было максимальное число онлайн-пар в день. Оказалось, что 41% респондентов столкнулись с вынужденным участием в шести и более дистанционных занятиях. Остальным повезло больше — максимальное число видеоконференций для некоторых студентов составило четыре (25%) или даже две-три (10%) в день.

И хотя многие испытывали усталость от Zoom, 36% опрошенных заявили, что такой формат их абсолютно устраивает. Ещё 56% отметили, что были частично удовлетворены. Остальные же были совсем или частично недовольны им.

Какой режим занятий наиболее предпочтителен для студентов

В основном респонденты хотели бы ограничиваться небольшим числом видеоконференций в день.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media. Источник данных: сборник «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»

Помимо этого, стало известно, что у 84% опрошенных продолжительность видеозанятий составляла полтора часа, а у 10% — более двух. Однако многие студенты предпочли бы, чтобы пары в таком формате длились не более часа (30%) или даже 30–45 минут (16%).

Также выяснилось, что 66% респондентов хотели бы учиться в смешанном режиме, 20% — только очно, а ещё 14% — исключительно дистанционно. По мнению авторов исследования, студенты предпочитают тот вид обучения, к которому адаптировались. Тем, кто адаптировался к дистанту, он нравится больше, чем традиционные занятия, и наоборот. Это подтвердили результаты теста на уровень усталости — её чаще испытывали учащиеся, которым хуже удалось адаптироваться к удалёнке.

Как менялся уровень концентрации

Усвоение пройденного материала напрямую зависит от способности сосредотачиваться и удерживать внимание на изучаемом объекте. Однако 58% опрошенных отметили, что после определённого числа видеоконференций испытывали трудности с концентрацией. А 22% заявили, что сталкивались с этим вне зависимости от количества пар.

При этом учащиеся склонны отвлекаться во время онлайн-занятий. Чаще всего они переключают внимание на домашние дела, социальные сети. Это также может быть связано с сонливостью. Лишь 6% респондентов заявили, что у них вообще не возникало желания отвлечься.

Как дистант повлиял на здоровье учащихся

Оказалось, что регулярное участие в видеоконференциях вызывало не только зрительную усталость, но также боли в шее, спине и других частях тела, а также изменения пищевого поведения.

Так, 16% опрошенных признались, что стали недоедать из-за участия в занятиях. А ещё 18% заметили у себя привычку переедать в ходе пар. Исследователи отметили, что это может быть сигналом о высоком уровне стресса и усталости. Кстати, на ухудшение качества и продолжительности сна пожаловались 21% респондентов.

Кроме того, подавляющее большинство участников исследования отметили нехватку времени для отдыха между занятиями. У 54% перерывы длились 15 минут, а у 32% — ​всего 10.

Так, дефицит времени для отдыха может сопровождаться физической и эмоциональной усталостью. При этом девушки были более склонны испытывать усталость от Zoom. А ещё их уровень благополучия обычно был ниже, чем у молодых людей. Однако, в частности, от этого показателя зависит степень усвоения изучаемого материала.

При этом формат учёбы может не иметь существенного значения для качества усвоения информации, если у студента наблюдается средний или высокий уровень психологического благополучия. Это подтверждается тем, что равные доли респондентов со средним и высоким уровнем психологического благополучия заявили, что одинаково хорошо усваивают материал как при дистанционных, так и при очных парах. А вот среди студентов с низким уровнем психологического благополучия этим смогли похвастаться только 7%.

Какие выводы сделали специалисты

Прежде всего, стало ясно, что отсутствие стандартов организации дистанта и смешанного обучения в вузах приводит к ухудшению психологического и физического здоровья студентов.

Поэтому они считают необходимым включить в санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН) требования, призванные обеспечить комфортное и не наносящее ущерба здоровью дистанционное обучение.

Кроме того, исследователи считают необходимым создать инструмент для измерения эффективности восприятия онлайн-обучения. Подчёркивается, что он должен быть ориентирован, в частности, на изучение влияния формата обучения на режим питания и сна, показатели физического и психологического здоровья, оценку социального поведения. Сейчас подходящего инструмента, по словам авторов, не существует.

Кстати, ранее стало известно, что степень удовлетворённости дистантом может зависеть от направления подготовки студентов. Так, технарям оказалось проще пережить его, чем гуманитариям.

А в рамках другого исследования выяснилось, что, по мнению учащихся, главным недостатком дистанта является дефицит мотивации и живого общения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована