Исследование выявило связь между навыками чтения и математическими способностями
Причём произошло это случайно!
openclipart-vectors / pixabay
Проведение недавнего исследования о дислексии Университета Буффало привело к неожиданному открытию. Оказалось, что области мозга, ответственные за чтение, активны и при выполнении совершенно не связанных с этим действий — например, при умножении. Работа опубликована в журнале Frontiers in Computational Neuroscience.
Вопреки распространённому стереотипу о строгом разделении между гуманитарными и точными науками исследование выявило, что чтение, письмо и арифметика могут быть связаны гораздо сильнее, чем казалось.
«Эти результаты поразили меня. Они показывают, как уровень навыков чтения влияет на подход к другим задачам и решение других проблем», — заявил автор работы Кристофер Макнорган.
Изначально исследователь планировал изучить, возможно ли идентифицировать детей с дислексией, анализируя способность мозга воспринимать прочитываемое. На первом этапе в эксперименте Макноргана участвовали 28 человек с разными исходными данными. На этой стадии дислексию удалось определить с точностью в 94%.
На этапе обобщения выводов учёный предложил респондентам решить математическую задачу, в которой нужно было провести умножение. Участники исследования проходили функциональную МРТ. На этом этапе дислексию удалось установить с той же точностью (94%).
Макнорган объяснил это на примере работы ноутбука, соединённого проводами с другими устройствами. Днём, пока его владелец занят, он отправляет документ на печать, а когда человек свободен, уже транслирует фильм на телевизор. Переключение задач в этом случае зависит от конкретного состояния (работа или отдых). И по тому же принципу человеческий мозг постоянно динамически перестраивает себя.
«Представьте себе, что вы видите список фирменных блюд ресторана, стоя всего в нескольких шагах от доски с меню, прибитой к стене. Зрительная кора работает всякий раз, когда вы на что-то смотрите, но когда вы читаете, зрительная кора работает со слуховой корой или подключена к ней — по крайней мере, в конкретный момент. Указывая на один из предметов на доске, вы случайно сбиваете её со стены. Когда вы протягиваете руку, чтобы поймать доску, ваш мозг меняет проводку. Вы больше не читаете, а пытаетесь поймать падающий предмет, и ваша зрительная кора теперь работает с предмоторной корой, чтобы направлять вашу руку. Разные задачи — разная проводка. Под проводкой следует понимать функциональные сети», — привёл учёный ещё один пример.
И хотя на двух этапах исследования участники выполняли совершенно разные задания, в обоих случаях идентифицировать дислексию удалось с одинаковой точностью. Получается, что у тех, кто лучше читает, способности к решению математических задач тоже будут хорошими.
«Эти результаты показывают, что то, как наш мозг настроен на чтение, на самом деле влияет на то, как он взаимодействует с математикой. Это говорит о том, что ваш навык чтения повлияет на ваше умение решать задачи в других областях и поможет лучше понять детей, у которых возникают трудности с изучением как чтения, так и математики», — отметил Макнорган.
Теперь он задается вопросом, о чём ещё может свидетельствовать уровень читательской грамотности.
Ранее мы писали о том, что программирование влияет на работу мозга. Выяснилось, что чем выше у специалиста в этой области уровень навыков, тем сильнее активность в тех областях, которые отвечают за обработку естественной речи, эпизодическое восстановление памяти и контроль внимания.