Исследование: эмпатии можно научить! И заодно развить креативность
К такому выводу пришли исследователи из Кембриджского университета.
vlada_maestro / shutterstock
Суть исследования
В исследовании, опубликованном в январе, приняли участие 64 подростка 13-14 лет, ученики двух лондонских школ. Воспитанников первой из них определили в контрольную группу — они следовали обычному учебному плану. Ученики же второй школы стали участниками экспериментальной группы. В течение года им давали задания, направленные на развитие эмпатии, в рамках проекта Designing Our Tomorrow (DOT, в переводе с английского — «Создавая наше завтра»). В начале и в конце учебного года исследователи определили уровень креативности учащихся обеих школ с помощью теста Торренса. При первой оценке показатель креативности в контрольной группе был на 11% выше, чем в экспериментальной.
Создатели программы DOT предлагают британским школьникам решать реальные проблемы, стоящие перед обществом. При этом ученикам дают полную независимость и призывают проявлять креативность. Кроме того, программа поощряет эмпатию, предлагая школьникам смотреть на создаваемые продукты и решения с точки зрения тех, кто будет ими пользоваться.
Так, в рамках кембриджского исследования школьников из экспериментальной группы попросили разработать дизайн набора для лечения астмы у маленьких детей. Нужно было сделать так, чтобы этот набор не вызывал у малышей страха и чтобы им легко было пользоваться. Чтобы пробудить в школьниках сопереживание, им показали статистику детской смертности от астмы и видео с ребёнком, переживающим астматический приступ. Кроме того, ученикам предлагали отыгрывать роли пациентов, их родственников и врачей, чтобы взглянуть на ситуацию их глазами.
Какие результаты
В конце учебного года исследователи снова замерили уровень креативности у участников эксперимента. На этот раз выше оказались результаты школьников из экспериментальной группы, обучавшейся по программе DOT. Причём существенно выше — на целых 78%.
Участников также сравнили по отдельным показателям теста Торренса, позволяющим определить уровень эмоциональной и когнитивной эмпатии. Результаты экспериментальной группы тоже оказались более высокими.
В дополнение к тесту Торренса исследователи провели с участниками второй группы глубинные интервью. По словам авторов, интервью показали, что ученики стали более эмпатичными, а их склонность к сопереживанию повлияла на креативность во время занятий. Многие подростки, например, уверяли, что им удалось посмотреть на ситуацию чужими глазами.
В чём польза
Авторы исследования уверены: их выводы указывают на то, что эмоциональный интеллект поддаётся тренировке. Значит, эмпатии можно научить. И чем раньше начинать это делать, тем лучше, учитывая рост числа научных доказательств того, что способность к эмпатии с возрастом ослабевает. При этом в одном исследовании, на которое авторы ссылаются в своей научной работе, выяснилось, что склонность к эмпатии лишь на 10% определяется генетикой. Остальные 90% зависят от социальных факторов. Как показывает эксперимент, хорошим подспорьем для развития эмпатии у подростков может стать проектная деятельность.