Работа учёных из Испании и Швейцарии на эту тему опубликована в издании European Economic Review.
Исследователи провели десять опросов среди 17 тысяч человек в разные периоды их жизни. Первая волна проходила в 1958-м, когда респондентам было по семь лет, а последняя — когда они достигли 55. Некоторые вопросы анкет касались образования и будущей профессии.
Оказалось, что детские устремления относительно будущего образования и работы отражаются на реальных достижениях во взрослом возрасте. Проще говоря, мечты о хорошем образовании и перспективной профессии влияют на будущее человека наравне, например, с социально-экономическим положением семьи и интеллектуальными способностями.
Правда, мечты, похоже, тоже зависят от семьи. Учёные выяснили, что у детей из богатых семей мечты обычно более смелые. Например, в возрасте семи лет только 22% детей из наименее обеспеченных семей сказали, что хотели бы продолжить получать образование после средней школы. А среди наиболее обеспеченных о таком желании заявили 40%. И хотя со временем этот разрыв уменьшился, оказалось, что люди, у которых были менее амбициозные мечты, повзрослев, достигли меньшего.
А ещё стало ясно, что масштаб мечтаний в детстве может определить условия будущей жизни, а взрослые играют в этом ключевую роль. По мнению учёных, когда родители и педагоги подталкивают детей мечтать о большем вне зависимости от того, что они имеют в настоящем, у них растут ожидания от жизни. Важны и установки родителей — если они рассчитывают, что ребёнок, например, поступит в вуз, тот с большой вероятностью и сам будет рассчитывать на это.
Однако большие мечты могут привести как к более благополучному будущему, так и к разочарованиям — подростки, ставившие перед собой нереалистичные цели, становились более несчастными в возрасте 18–30 лет, когда сталкивались с реальностью. Кроме того, выяснилось, что у женщин связь между амбициозностью целей и достигнутыми успехами оказалась заметнее, чем у мужчин. Проще говоря, девочкам особенно важно стремиться к лучшему будущему.
Кстати, ранее мы разбирались в том, как родительские установки влияют на шансы детей поступить в хороший вуз.