Учащиеся, которые читают печатные тексты, понимают их содержание чуть лучше, чем те, кто изучает текст на портативном цифровом устройстве. Исследование с такими выводами было опубликовано в Journal of Educational Psychology.
Преимущество в понимании печатных текстов по сравнению с цифровыми было замечено и в предыдущих исследованиях. Но в большинстве экспериментов чтение напечатанного текста сравнивали с чтением текста на экране компьютера. В новом исследовании испанские учёные изучили понимание текстов, прочитанных на портативных устройствах, например на планшетах.
Авторы новой статьи объединили результаты нескольких научных работ с общей выборкой более чем 100 тысяч учащихся, как школьников, так и студентов. Повторный анализ этих данных показал: лучше запоминают содержание текстов и точнее отвечают на вопросы по нему те, кто читает на бумаге. Различие оказалось небольшим, но статистически значимым.
В интервью изданию Tech & Learning исследователи подчеркнули, что полученные результаты имеют прямое значение для преподавателей. Речь, однако, не о полном отказе от цифрового чтения в школах и вузах. Решение о том, использовать бумажный или электронный источник, должно основываться на целях конкретного задания. Для быстрого чтения (например, при поиске в интернете) хорошо подойдут планшеты, но, если текст длинный, следует отдавать предпочтение бумаге.
Кстати, ранее эксперты связали избыточное использование гаджетов с ухудшением навыков чтения у учащихся. Так, об этом заявляла президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева. В то же время в Психологическом институте РАО разрабатывают рекомендации по эффективному чтению с экрана для школ — то есть специалисты не настаивают на полном отказе от цифровых источников.
А вот в начальных школах Швеции наблюдается возврат к более традиционным способам обучения — чтобы противостоять снижению базовых навыков чтения, шведское правительство направит 685 млн крон (61,8 млн долларов по курсу на 2 ноября) на закупку книг для школ в 2023 году. Дело в том, что до этого подход к обучению в стране был гиперцифровым и ученики использовали планшеты начиная с детского сада.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!