Данные из общероссийского мониторинга трудоустройства выпускников изучили исследователи из НИУ ВШЭ Наталья Емелина, Ксения Рожкова и Сергей Рощин. Статья с их выводами вышла в журнале «Женщина в российском обществе».
Почему решили изучить зарплаты выпускников на старте карьеры
Разрыв в зарплатах мужчин и женщин с одинаковым уровнем квалификации — факт, хорошо известный и по российским, и по зарубежным исследованиям. Например, в первом докладе, который этот же коллектив исследователей из НИУ ВШЭ подготовил по данным мониторинга трудоустройства выпускников, указано, что у мужчин-выпускников вузов в области компьютерных и математических наук средняя зарплата в 2021 году составляла 125 300 рублей, а у женщин — 85 800.
Но эта оценка базировалась на зарплатах за первые несколько лет работы. А некоторые зарубежные данные показывали, что на самом старте карьеры разрыва в доходах мужчин и женщин с одинаковым уровнем образования нет — предположительно, потому, что в этот момент молодые работники обоих полов, как правило, ещё не состоят в браке и не имеют детей. В дальнейшем семейный статус сильнее влияет на карьеру и доходы женщин, чем мужчин, потому что женщины чаще уходят в отпуск по уходу за ребёнком (и теряют стаж). Кроме того, как отмечают и в российских, и в зарубежных работах, женщины могут ориентироваться на работу, которая оставит им больше времени для семейных обязанностей — с более удобным графиком, без командировок, с хорошим соцпакетом, но относительно невысоким доходом. Исследователи НИУ ВШЭ решили проверить, как ситуация выглядит в России.
Они вновь использовали всероссийскую базу административных данных «Мониторинг трудоустройства выпускников», которую ведёт Роструд. Она включает информацию обо всех выпускниках вузов и колледжей и об их официальных доходах. Внутри базы данные сопоставляют по номерам СНИЛС, но к исследователям они попадают в обезличенном виде. Выборка исследования составила около 406 тысяч выпускников вузов 2021 года, 61% из которых — женщины. Учитывались данные об их трудоустройстве и зарплатах с августа 2021-го по сентябрь 2022 года.
В мониторинге трудоустройства выпускников нет данных о семейном статусе, но исследователи предположили, что большинство молодых людей и девушек в выборке (их средний возраст составил 24 года) на тот момент ещё не создали своих семей. Ещё одно ограничение в том, что мониторинг содержит информацию только об официальном трудоустройстве и доходах, то есть их оценки могут быть занижены.
Исследователи анализировали данные мониторинга с учётом того, какие факторы влияли на разрыв в зарплатах в других странах и в предыдущих российских оценках. Они проверили, как девушки и юноши распределены по разным специальностям и направлениям подготовки в вузах — среди них выделяются явно «мужские» и «женские» — и в каких сферах работают выпускники.
Что выяснили исследователи
В среднем, как показало исследование, мужчины-выпускники зарабатывали в 2021–2022 годах сразу после получения диплома на 22% больше ровесниц-женщин. Разрыв удалось связать с несколькими факторами.
Специальность. Подтвердилось, что женщины чаще учатся на программах, выпускникам которых в среднем платят меньше. Но дело не только в том, что девушки изначально реже выбирают перспективные с точки зрения дохода направления. Сравнив зарплаты выпускников и выпускниц по всем направлениям, авторы показали, что мужчины с дипломами почти каждой из областей зарабатывали больше.
Так, программы, связанные с инженерно-техническими науками, осваивают в основном мужчины — их среди выпускников таких направлений подготовки 68%. Средняя зарплата у них составляла 69,7 тысячи рублей, а у девушек, окончивших программы в этой же области, — лишь 50,6 тысячи рублей.
Самой «женской» областью знаний оказалось «Образование и педагогические науки» — там 85% выпускниц. Их средняя зарплата — 41,4 тысячи. У мужчин, окончивших программы в этой сфере, зарплаты были тоже ниже, чем у мужчин-выпускников других направлений, но всё равно выше, чем у женщин, — 47,9 тысячи рублей.
Самый большой разрыв — в области «Математические и естественные науки», выпускницы которой получали на 32% меньше, чем выпускники.
Единственным исключением оказались программы в области здравоохранения и медицины — после них зарплаты мужчин и женщин были примерно равны.
Сфера экономической деятельности. Выпускники устраиваются на работу в разные отрасли. Не всегда это означает работу не по профилю — например, выпускник педагогической программы может стать специалистом по обучению в компании, сфера деятельности которой далека от образования, а уровень зарплат — выше, чем в школах и вузах. Анализ показал, что мужчины чаще женщин находят работу в более доходных отраслях.
Например, среди выпускников программ по математическим и естественным наукам в сфере информатизации и связи работали 25%, а среди выпускниц — только 13%. Средние зарплаты мужчин и женщин в этой отрасли (не только с математическим образованием, а в целом по всей выборке) составляли соответственно 89 и 64,6 тысячи рублей.
Женщины, как отмечают авторы, концентрируются в отраслях со сравнительно низкой оплатой труда.
Размер предприятия. Если распределить места, куда устроились на работу выпускники 2021 года, по категориям микро-, малых, средних и крупных предприятий, то получится, что больше половины мужчин (58,7%) работали на крупных предприятиях. Среди женщин такое место работы нашли 48,1%, зато выше (27 против 20% у мужчин) доля тех, кто работал на малых предприятиях.
Дело в том, что размер компании заметно сказывается на зарплатах: например, на малых предприятиях мужчины зарабатывали в среднем 49 тысяч рублей, а на крупных — 70,4 тысячи. Женщины, соответственно, — 38,7 и 53 тысячи.
Из других факторов авторы отмечают также наличие опыта работы. Юноши чаще, чем девушки начинают работать ещё во время обучения в вузе. После вуза у мужчин, которые имели опыт работы в студенчестве, зарплаты оказывались в 1,6 раза выше, чем у тех, кто опыта не имел. У женщин опыт работы во время обучения увеличивал зарплату в среднем в 1,3 раза. В целом этот фактор увеличивал разрыв в зарплатах между выпускниками и выпускницами на 5%.
В итоге авторы отмечают, что на формирование разрыва, конечно, влияет образовательный выбор девушек и юношей — то, на какие специальности они изначально поступают в вузах. Однако этот фактор не самый главный, впоследствии разрыв увеличивается из-за того, каким образом выпускники распределяются по сферам деятельности и рабочим местам. На это влияют, отмечают исследователи, и собственные предпочтения соискателей, и действия работодателей. И дальнейшие карьерные траектории женщин зачастую складываются так, что они зарабатывают меньше, чем мужчины с аналогичным образованием. А это значит, что только мерами образовательной политики разрыв сгладить нельзя.
Кстати, низкая доля женщин на естественно-научных, математических и технологических программах — общемировая проблема, по данным ЮНЕСКО. В 2018–2023 годах, сообщается в дополнительном выпуске всемирного доклада по образованию, только 35% окончивших такие программы составляли женщины. Любопытные исключения — некоторые арабские страны, например Сирия, Тунис, Алжир и Оман, где женщин среди выпускников естественно-научных, инженерных и математических программ больше половины. А в Саудовской Аравии и в ОАЭ женщины составляют соответственно более 70% и более 80% выпускников по естественным наукам, математике и статистике (хотя на большинстве инженерных направлений, таких как строительство, их меньшинство).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!