Об этом говорится в отчёте «Основные тенденции развития дополнительного образования детей», подготовленном в НИУ ВШЭ по данным Мониторинга экономики образования (МЭО). В опросах в 2022/2023 учебном году участвовали 1140 руководителей организаций дополнительного образования, 1858 педагогов и 1910 родителей, дети которых посещают кружки. Опрос прошёл в восьми федеральных округах России.
Среди 39,4 тысячи российских школ практически все реализуют те или иные программы дополнительного образования для детей. Специализированных организаций дополнительного образования (ОДО) в стране существенно меньше. По данным Минпросвещения, приведённым в отчёте, в 2021 году в стране работали 11 352 такие организации — на 21% меньше, чем в 2015-м. Доля частных организаций дополнительного образования детей в 2021 году по стране по-прежнему оставалась невысокой — всего 3,9%.
Как обстоят дела с частными учреждениями
Рост частного сектора, отмечают авторы отчёта, практически остановился в 2019-м, а пандемия, по всей видимости, усилила стагнацию. Несмотря на декларируемые государством в последние годы задачи развития негосударственного сектора, число негосударственных ОДО практически не увеличивается.
Нужно учесть, что частные организации нередко ведут занятия для детей вне школы без соответствующей лицензии. Они не учитываются в системе статистики, и в отчёте отметили, что оценить масштаб теневого сектора и динамику в нём невозможно.
Что касается лицензированных частных организаций, увеличить их число не помогла, вопреки ожиданиям, и система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). Её внедрение началось в 2017 году: реформа подразумевает получение семьями сертификатов на оплату дополнительных занятий детей как в государственных, так и в частных организациях. Как сообщалось ранее, у таких сертификатов низкая стоимость, и это становится проблемой в первую очередь для негосударственных организаций — им сложнее окупить свои расходы.
Впрочем, новый отчёт показывает, что и в государственном дополнительном образовании оплата сертификатами пока не слишком распространена. Около половины опрошенных в ходе МЭО руководителей организаций заявили, что не знают о реализации программы ПФДО в их регионе. По данным Минпросвещения, система действует уже в 77 регионах.
Почему школы лидируют в системе дополнительного образования
Как считают эксперты, основные причины сокращения сети учреждений дополнительного образования детей — ограничение бюджетов муниципальных образований и усиление роли школ. Это подтверждают данные об аудитории таких программ.
Всего в России программами дополнительного образования охвачено более 75% детей в возрасте от 5 до 17 лет. С 2016 года этот показатель вырос более чем на 7 процентных пунктов.
Ещё в 2017-м школы опередили по числу обучающихся специализированные учреждения и сейчас сохраняют лидерство. На долю школ приходится почти половина — 46,9% всех детей и подростков. В ОДО, включая учреждения Министерства культуры и спорта, занимается 38,5% детей и подростков. Причём с 2016 года доля детей, которые учатся на программах дополнительного образования во внешкольных организациях, снизилась почти на 20%.
На базе школ создаются «Кванториумы», появляются «Точки роста». Приоритетными площадками для создания новых кружков обычно выбирают школы. Кроме того, школы выигрывают у специализированных учреждений за счёт более удобной логистики и территориальной доступности.
Ещё одно преимущество школ — техническое оснащение, ОДО в этом отношении отстают. Так, опрошенные в ходе МЭО педагоги сообщили об изношенности оборудования в организациях допобразования — 31,7% опрошенных работают на отечественном оборудовании со сроком службы более пяти лет, ещё 18,8% — на зарубежном, но таком же старом.
И наконец, отмечают авторы отчёта, родителям просто спокойнее и удобнее, когда после школы или детского сада ребёнку не надо перебираться на кружок в другое место. Кстати, один из основных эффектов дополнительных занятий в школах, по мнению родителей школьников, — то, что их дети «были заняты и находились под присмотром». Об этом говорят 47% опрошенных. Такие данные содержатся в информационном бюллетене МЭО ВШЭ, который также основан на опросах 2022 года.
В экспертном сообществе признаются, что слабой стороной кружков во многих школах является отсутствие специализированных кадров. Кружками занимаются преимущественно учителя, и на разнообразии и качестве программ это отражается негативно.
Планы по повышению качества дополнительного образования в школах связаны с решением задач, заявленных в «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». В ней говорилось о необходимости распространить эффективные модели интеграции школьного и дополнительного образования, например, в виде так называемых «школ полного дня».
О пользе такого формата школ ещё в 2021 году говорил президент России Владимир Путин. Он отмечал, что ученики должны иметь возможность посещать группы продлённого дня, где можно посещать кружки, общаться с друзьями, а также выполнять домашние задания вместе с наставниками.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!