Институт исследования культуры НИУ ВШЭ опубликовал отчёт «Эпоха творцов» с результатами опроса 2389 креаторов. Авторов интересовало положение специалистов, занятых в креативных индустриях, их профессиональные потребности и перспективы развития креативной экономики в России.
Креаторами (или творцами) исследователи назвали людей, которые в целях самореализации и/или ради дальнейшей монетизации результатов творчества производят и распространяют в соцсетях и на других цифровых платформах контент. Здесь имеют в виду не только блогеров и SMM-менеджеров, но и работающих с ними узких специалистов — видеомонтажёров, дизайнеров и других. Кроме опроса самих креаторов, аналитики организовали фокус-группы с сотрудниками компаний и агентств в сфере креативных индустрий, а также экспертные интервью с руководителями креативных и блогерских агентств, инфлюенс-маркетологами и блогерами.
В каких креативных направлениях больше всего профессионалов с дипломом
Исследование выявило, что многие из креаторов не имеют профильного образования. Об этом было известно и раньше из других исследований (например, из опросов медиахолдинга Rambler & Co и международной интернет-компании WeTransfer), однако в новом исследовании ВШЭ удалось получить данные о представителях конкретных направлений деятельности. Выяснилось, что:
- среди дизайнеров профильное образование имеет 51%;
- среди специалистов по работе с текстами — 49%;
- специалистов по работе со звуком — 33%;
- специалистов в сфере видеопродакшена — 24%;
- блогеров, инфлюенсеров — 16%;
- владельцев/администраторов сообществ или каналов — 16%.
То, что среди опрошенных не так много людей с профессиональным образованием, исследователи объясняют ещё и тем, что многие креаторы считают не нужным получать его, так как начинают зарабатывать на контенте ещё в школе.
Какие образовательные потребности у представителей индустрии
По оценкам экспертов, креаторы, которые хотели бы повысить квалификацию, нередко сталкиваются с барьерами: отсутствием программ по нужной специальности, высокой стоимостью курсов, неактуальностью и непрактичностью программ обучения. Особенно это касается классического академического образования. Более того, исследователи отмечают, что выпускники традиционных учебных заведений изначально бывают не готовы работать в социальных медиа, где требуется комбинация творческих, технических и бизнес-навыков.
На основе мнений руководителей креативных и блогерских агентств, инфлюенс-маркетологов и блогеров были выделены три группы востребованных навыков, которыми должны владеть креативные специалисты:
- Управленческие. Умение рассчитывать бюджет, оптимизировать издержки, распределять функционал между специалистами, находить таланты и руководить ими — расчитывать сроки выполнения работ и оценивать возможные риски.
- Аналитические. Сюда входит умение анализировать эффективность маркетинговых кампаний, делать выводы на основе больших объёмов статистических данных, корректировать алгоритмы работы, прогнозировать перспективы дальнейшего развития
- Коммуникативные. Сюда отнесли навык выступать посредником в коммуникации творцов и представителей брендов, координировать работу с креаторами и так далее.
При этом сами креаторы чаще всего хотят развить у себя следующие навыки:
- креативность (от 77 до 81% в зависимости от профессии);
- цифровые и технические навыки (от 73% до 84%);
- чувство трендов (от 61% до 82%).
Наиболее близко к потребностям отрасли приближаются дизайнеры, которые чаще других понимают важность аналитических способностей (75%) и коммуникабельности (64%).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: