Исследование: не все принципы Майера оказались одинаково полезны
Исследователи обобщили экспериментальные исследования, касающиеся эффективности принципов мультимедийного обучения, и выделили закономерности.
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое принципы Майера и почему вообще возник вопрос об их эффективности;
- кто и как занялся исследованием эффективности этих принципов;
- как польза от применения принципов Майера проявляется в разных типах форматов контента и для разных учащихся;
- какие принципы и мультимедийные форматы полезнее всего для разных учебных результатов.
Что такое принципы Майера и почему возник вопрос об их эффективности
Психолог, учёный и заслуженный профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Ричард Майер с 1990-х годов изучает, как люди воспринимают учебную информацию, поданную сочетанием разных медиаформатов — вербальных (словесных) и визуальных (образных). В 2001 году он впервые описал свою теорию мультимедийного обучения, которую потом продолжил дорабатывать и развивать. Она базируется на теории когнитивной нагрузки, теории двойного кодирования и множестве эмпирических исследований, которые сам Майер и его коллеги провели за более чем три десятилетия.
В рамках своей теории Ричард Майер сформулировал принципы мультимедийного обучения (мы о них писали) — они предписывают, как лучше всего подавать учебный контент с сочетанием разных форматов (текста, аудио, изображений). Изначально Майер подразумевал только цифровые учебные презентации, но потом его принципы стали применять гораздо шире — в видеокурсах и прочих видах электронного обучения.
Цель применения этих принципов — снизить нагрузку на рабочую память учеников и тем самым помочь им эффективнее усваивать материал и достигать желаемых учебных результатов.
Однако, как однажды заметили британские педагогические дизайнеры, бывает сложно применить одновременно несколько принципов Майера при проектировании учебного материала, иногда на практике они противоречат друг другу. Каким же тогда стоит отдавать предпочтение?
Сам Майер, размышляя в статье 2024 года о дальнейшем развитии своей теории мультимедийного обучения, высказался, что было бы полезно исследовать, при каких условиях разные его принципы действуют более или менее эффективно. Например, влияет ли на их пользу то, в каком формате они применяются — в учебной презентации или в интерактивном симуляторе? Может быть, принципы по-разному воздействуют на школьников и взрослых студентов, а также неодинаково полезны при обучении математике и истории?
Пока Майер не сделал этого сам, разобраться в этом решили американские исследовательницы Дженнифер Кромли и Жуньчжи Чен. Они отобрали 181 научную статью с экспериментальными исследованиями принципов мультимедийного обучения, опубликованную самим же Майером и его соавторами с 1990 по 2022 год включительно, и обобщили результаты. При этом Кромли и Чен заметили, что Майер и его коллеги обычно проводили эксперименты на небольших выборках участников, так что по отдельности они «недостаточно мощны» для выводов. Это ещё один довод в пользу того, что давно следовало бы провести их метаанализ.

По итогам своей работы Дженнифер Кромли и Жуньчжи Чен описали, при каких условиях эти принципы работают хуже или лучше, а когда, вероятно, не работают совсем. Пересказываем самые любопытные выводы из их метаанализа.
Польза от применения разных принципов Майера оказалась неравнозначной
Исследовательницы обратили внимание, что ранее в научной литературе принципы проектирования мультимедийных материалов не сравнивали между собой по уровню пользы.
Как выяснили Кромли и Чен, в опубликованных с 1990 года исследованиях Майера и его коллег упоминаются 47 принципов мультимедийного обучения и других практик, связанных с разработкой и подачей учебных материалов. Однако по многим из них не хватает данных для того, чтобы оценить их эффективность в обучении. Поэтому исследовательницы сфокусировались на 15 базовых принципах Майера, перечисленных в его статье 2024 года, но с некоторыми изменениями (они отражены в таблице ниже), а также включили в метаанализ четыре отдельных эффекта, хорошо изученных Майером и его коллегами.
Таким образом, Кромли и Чен проанализировали следующий набор принципов и эффектов, связанных с мультимедийным обучением:
| Название принципа или эффекта | Суть принципа или эффекта |
|---|---|
| Принцип мультимедийности | Учащиеся лучше усваивают информацию, которая подаётся одновременно текстом и изображением, чем только текстовые материалы |
| Принцип согласованности | Обучению идёт на пользу, когда в учебных материалах нет ничего лишнего, не имеющего отношения к теме обучения. В рамках метаанализа Кромли и Чен разделили этот принцип на два: удаление увлекательных, но бесполезных элементов, отвлекающих на себя внимание учащихся, и связность текста на уровне предложений, которая облегчает его восприятие |
| Принцип сигнализации | Следует визуально выделять ключевые фрагменты контента, а также выстраивать материал по чёткой и понятной структуре, чтобы учащиеся могли легко в нём ориентироваться |
| Принцип избыточности | Добавление текста к устному объяснению мешает обучению. Вместо этого стоит сочетать устную речь только с визуальными, образными элементами |
| Принципы пространственной и временной связи | Относящиеся друг к другу элементы (например, схему и подписи к ней) нужно размещать рядом на странице или экране (пространственная связь) либо показывать одновременно в видео или анимации (временная связь). Кромли и Чен рассматривали эти два принципа как один — принцип связи |
| Принцип сегментации | Обучению идёт на пользу, когда информация подаётся последовательно небольшими фрагментами, а не единым блоком |
| Принцип предварительной подготовки | Учащиеся лучше воспринимают новую информацию, когда они уже знакомы с базовыми понятиями и терминами |
| Принцип модальности | Информацию эффективнее подавать в форме изображений и устного объяснения, чем сочетанием текста и изображений |
| Принцип персонализации | В обучении лучше действует неформальный стиль изложения информации, чем строгий и сухой |
| Принцип голоса | Учащиеся лучше воспринимают информацию, поданную человеческим голосом, чем озвученную роботом |
| Принцип воплощения | Учащиеся лучше воспринимают информацию, когда цифровой лектор (аватар) поддерживает зрительный контакт, жестикулирует, выражает эмоции мимикой |
| Принцип иммерсивности | Обучение с помощью иммерсивной симуляции (например, в VR) не всегда эффективнее, чем при использовании менее иммерсивного контента (например, учебной презентации) |
| Принцип генеративной деятельности | Учащимся полезно осмыслять материал, самостоятельно организуя информацию и соединяя только что изученное с предварительными знаниями. В метаанализе рассматривается одна из соответствующих практик — «объясни себе» |
| Эффект социального присутствия | Преподавателю или цифровому аватару полезно присутствовать в кадре, взаимодействуя с цифровой средой |
| Эффект анимации | Анимация бывает менее эффективной для обучения, чем сочетание статичного изображения с текстом |
| Эффект тестирования | Тестирование сразу после изученной темы помогает учащимся запомнить больше, чем пассивное повторение того же материала |
| Эффект скаффолдинга | В мультимедийное обучение полезно внедрять подсказки, которые поддерживают ученика в процессе освоения материала |
Результаты текущего метаанализа показали, что на самом деле не все принципы действуют на результаты обучения одинаково. Одни из них приносят больше пользы ученикам, а влияние других совсем незначительно.

С повышением учебных результатов сильнее всего оказались связаны следующие принципы:
- Принцип согласованности, в частности — удаление увлекательных (в англоязычной литературе их называют seductive details — «соблазнительными» или «заманчивыми») элементов: интересных фактов и других фрагментов, которые напрямую не связаны с учебными целями. Связанность текста на уровне предложений тоже значимо полезна, но, как показал метаанализ, чуть меньше, чем удаление всего лишнего.
- Принцип модальности, который предписывает сочетать устное объяснение с образным контентом (например, с иллюстрациями или схемами), чтобы задействовать и вербальную, и визуальную подсистемы обработки информации в рабочей памяти.
- Принцип персонализации. Согласно ему полезно подавать информацию в разговорном, непринуждённом стиле, обращаться к учащимся напрямую («Прочтите этот отрывок», «Как вы уже знаете…»), а также интегрировать в учебные материалы их интересы и жизненные реалии.
- Принцип мультимедийности. В соответствии с ним контент в формате текста полезно сопровождать релевантными иллюстрациями, фотографиями или схемами.
- Принцип генеративной деятельности, в частности — практика «объясни себе». Её польза заключается в том, что учащийся не просто воспроизводит изученное, а создаёт новое знание — глубже осмысляет информацию, организует её и связывает с тем, что ему уже известно. Самообъяснение, как и родственная ему практика «объясни другому», помогает глубже разобраться в теме и прочнее закрепить знания в памяти.
Чуть слабее эффект у принципа воплощения — напомним, он заключается в том, что для обучения полезнее всего цифровые лекторы, которые ведут себя как живые люди, а не роботы. Кроме того, в выступлении 2025 года сам Майер упомянул этот же принцип в контексте видеолекций с настоящим преподавателем — он разъяснил, как в этом случае нужно выстраивать ракурс съёмки с точки зрения пользы для зрителей.
Слабое, но при этом всё-таки статистически значимое влияние на результаты обучения показал принцип сигнализации. Согласно ему, нужно визуально выделять ключевые фрагменты контента, а также чётко структурировать материал.
Кромли и Чен обнаружили, что на учебные результаты значимо влияют ещё две практики, эффективность которых изучали Майер и его коллеги, но которые не относятся напрямую к принципам проектирования мультимедийных материалов — тестирование после изученной темы, а также скаффолдинг в виде внедрения подсказок.
Остальные принципы, рассмотренные в рамках метаанализа, показали статистически незначимый эффект — то есть изменения в учебных результатах участников экспериментов могли быть вызваны случайностью, а не воздействием этих принципов. К ним относятся:
- Принцип предварительной подготовки, согласно которому учащимся будет проще усвоить новую информацию, если их предварительно ознакомить с базовыми понятиями и терминами.
- Принцип голоса — он гласит, что люди лучше воспринимают информацию, если она подаётся человеческим, а не машинным голосом.
- Принцип сегментации, который предписывает разбивать мультимедийный материал на небольшие блоки и подавать их последовательно.
- Принцип избыточности, означающий, что дублирование одной и той же информации устной речью, изображениями и текстом перегружает рабочую память и вредит запоминанию. Согласно принципу модальности, избыточен в этом наборе именно текст, потому что устное объяснение с изображениями способствует обучению лучше всего.
- Принцип связи, по которому связанные друг с другом по смыслу элементы следует размещать рядом либо, если речь идёт об анимации или видеоконтенте, показывать одновременно.
У эффектов анимации и социального присутствия тоже не обнаружилось практически никакой связи с учебными результатами. Насчёт последнего эффекта заметим, что Кромли и Чен рассмотрели его отдельно, ссылаясь на эксперимент 2018 года — он показал, что для учебных результатов полезнее те видеолекции, в которых спикер ведёт записи не на обычной доске, а на прозрачной, находясь лицом к камере.
Однако в выступлении 2025 года Ричард Майер привёл в пример этот эксперимент, рассказывая о применении принципа воплощения. По его словам, польза этой практики может заключаться именно в том, что спикер не стоит спиной к зрителям, а поддерживает с ними зрительный контакт через экран.
Что касается самого по себе присутствия лектора в кадре, то его эффективность неоднозначна — один из принципов Майера, названный принципом образа, гласит, что изображение лектора на экране может, наоборот, помешать обучению. Однако в рамках метаанализа Кромли и Чен его не рассматривали.
Как польза от применения принципов Майера проявляется в разных типах мультимедиа
Авторы метаанализа рассмотрели, как те или иные принципы по Майеру работают в сочетании с разными форматами учебного контента — текстом со статичными изображениями, анимацией (к этой категории Майер и его соавторы относят любые движущиеся изображения, в том числе видео), образовательными играми и симуляторами, а также VR.
Выяснилось, что применение принципов Майера для разработки контента в любом формате связано с более высокими учебными результатами. Исключение составляет только VR — в этом формате заметен лишь слабый эффект. По словам авторов, это противоречит результатам других метаанализов — например, проведённого в 2020 году исследователями из Германии, которые обнаружили высокую эффективность учебных VR-инструментов, спроектированных по Майеру.
Как считают Кромли и Чен, это можно объяснить тем, что эффект от внедрения цифровых технологий постепенно снижается — по мере того как они становятся привычными учебными инструментами и перестают вызывать чувство новизны. Майер приступил к исследованиям мультимедийного обучения, начиная с элементарного формата «текст и картинка» в 1990-х, когда обучение с помощью компьютера само по себе было редкостью, и поэтому ему удалось зафиксировать сильные эффекты. А его исследования в области обучения с помощью VR проведены совсем недавно — в эпоху, когда школьников и студентов виртуальной реальностью уже не удивить. Возможно, поэтому в рамках текущего метаанализа этот формат по эффективности проигрывает остальным. То есть нельзя сделать вывод, что в VR эти принципы не работают.
Как польза от применения принципов Майера проявляется у разных типов учащихся
Оказалось, что по этому вопросу исследований Майера попросту недостаточно, чтобы сделать выводы. Изначально Майер исследовал эффект от своих принципов мультимедийного обучения среди студентов-медиков (заметим, что в США в медицинские школы поступают после окончания бакалавриата) и взрослых учащихся, когда оно ещё вызывало чувство новизны. Поэтому неудивительно, что наибольшую эффективность принципы Майера показали как раз в обучении студентов-медиков и работающих взрослых. Чуть меньше пользы от их применения показывают исследования Майера среди учеников средних и старших классов.
Ещё меньше пользы выявили исследования среди студентов бакалавриата. Но, как объясняют Кромли и Чен, на выборке студентов-бакалавров Майер и его коллеги изучали лишь принципы эмоционального дизайна — к ним относятся, например, принципы персонализации и голоса, а также использование разных цветов и человекоподобных образов в учебных материалах. Небольшая эффективность этих принципов в обучении бакалавров совпадает с результатами другого метаанализа 2021 года — в нём эмоциональный дизайн учебных материалов не оказал практически никакого эффекта на эту целевую аудиторию.
Как польза от применения принципов Майера проявляется в разных предметных областях
Метаанализ показал, что применение принципов Майера принесло больше всего пользы в обучении медицине и оказалось чуть менее эффективно в STEM-областях — то есть в обучении естественным наукам, технологиям, инженерии и математике. А в освоении языковых дисциплин, истории и других социальных и гуманитарных наук они якобы не оказывают практически никакого эффекта. Но опять же, как объясняют Кромли и Чен, исследований Майера и его коллег в этой области попросту слишком мало, поэтому такой вывод может не соответствовать реальности.
В чём конкретно выражается польза от применения принципов
В текущем метаанализе Кромли и Чен рассмотрели три основных типа результатов обучения, на которых фокусировались Майер и его соавторы:
- запоминание фактов, терминологии и другой информации, которую учащимся нужно просто «зафиксировать» у себя и воспроизвести;
- понимание, то есть появление знаний, созданные путём обработки информации и логических умозаключений;
- перенос знаний — то есть применение изученной информации в новом контексте.
Также в метаанализ попали некоторые данные по измерениям процедурных знаний, хотя теория мультимедийного обучения их отдельно не рассматривает.
Исследовательницы расположили основные типы учебных результатов в порядке усложнения мыслительной деятельности: от запоминания фактов — к пониманию и собственным выводам, а затем к применению информации для решения новой задачи. По словам Кромли и Чен, в исследованиях различных образовательных практик и подходов чаще всего наблюдается:
- сильное влияние на результаты уровня запоминания;
- среднее влияние — на уровень понимания;
- более слабое влияние — на уровень применения и переноса знаний.
Однако текущий метаанализ показал иную картину: применение принципов Майера в проектировании мультимедийных материалов действует положительно на все типы результатов обучения, причём на более высокие уровни (понимание и применение/перенос) даже сильнее, чем на запоминание.
При этом исследовательницы выяснили, что определённые форматы и принципы влияют на те или иные результаты по-разному — подробнее об этом расскажем в следующем разделе статьи.
Какие принципы и мультимедийные форматы полезнее всего для разных учебных результатов
Исследовательницы проанализировали различные сочетания мультимедийных форматов с разными типами результатов обучения. Исключение — процедурные знания, данные по которым есть только относительно учебного контента в VR. Выяснилось, что значительную пользу для любых учебных результатов приносят базовые слайды — текст в сочетании с изображениями.
Не так равномерна польза от анимации, игр и симуляторов — эти форматы в среднем чуть эффективнее для понимания и переноса знаний, чем текст с картинками, а вот факты с их помощью запоминаются заметно слабее.
Значимой пользы от VR-формата ни для одного типа результатов, в том числе для усвоения процедурных знаний, в этом метаанализе не обнаружилось, но выше упоминалась возможная причина.
Также авторы метаанализа рассмотрели, как на разные учебные результаты влияют разные принципы проектирования мультимедийного контента. Для этого они сгруппировали принципы Майера и упоминаемые в его исследованиях практики по категориям.
| Принцип | Суть | В чём польза |
|---|---|---|
| Принцип мультимедийности | Текстовые материалы нужно сопровождать релевантными изображениями | Универсально полезен: сильно влияет на запоминание и понимание и чрезвычайно сильно — на перенос |
| Принципы эмоционального дизайна (персонализации и голоса, использование человекоподобных образов в учебных материалах) | Подавать информацию нужно в разговорном стиле, обращаясь к учащимся напрямую («Прочтите этот отрывок», «Как вы уже знаете…»), а также интегрировать в учебные материалы их интересы и жизненные реалии. Озвучивать человеческим, а не машинным голосом | Эффективны для переноса знаний и запоминания фактов. Влияние на понимание неизвестно (метаанализ не выявил) |
| Принципы и приёмы генеративного обучения | Стимулировать учащихся осмыслять материал, соединяя только что изученное с предварительными знаниями (практики «Объясни другому», зарисовки, саммари и так далее) | Эффективны для переноса знаний и понимания. На уровень запоминания влияют незначительно |
| Принципы социального дизайна (связаны с восприятием образа преподавателя или его цифрового аватара) | Принцип социального присутствия — полезно, чтобы преподаватель или его аватар активно участвовал в учебной среде. Принцип совпадения пола — для учащихся хорошо, если преподаватель (аватар) того же пола, что и они сами. Принцип руки — инструкторы должны показывать работу руками | Эффективны для переноса знаний и понимания. На уровень запоминания влияют незначительно |
| Принцип предварительной подготовки | Учеников нужно предварительно ознакомить с базовыми понятиями и терминами | Эффективен для переноса знаний и понимания. На уровень запоминания влияют незначительно |
| Принципы, связанные с организацией и оформлением учебного контента | Сегментация, сигнализация, пространственная связь и избегание избыточности | Эффективны для переноса знаний, понимания и запоминания |
Остальные принципы практически не оказали влияния на какие-либо учебные результаты.

Как резюмируют авторы, принцип мультимедийности можно считать базовым для проектирования учебных материалов, а применение принципов из других групп добавит мультимедийному контенту дополнительную пользу. Причём, судя по результатам метаанализа, в первую очередь стоит приложить усилия к тому, чтобы вовлечь учеников в обучение и поддерживать их вовлечённость (с помощью эмоционального и социального дизайна, приёмов генеративного обучения и предварительной подготовки) — это принесёт гораздо больше пользы учебным результатам, чем тщательное оформление слайдов.
Читайте также:
- 4 когнитивные теории для всех, кто учит людей
- 6 элементов теории когнитивной нагрузки, за которыми стоит следить методистам
- 11 ингредиентов вовлечённости в обучение: рецепт Аризонского университета
- Как помочь студентам понять и запомнить больше информации во время лекции
- Как создать вовлекающий и эффективный видеоурок — лекцию или мастер-класс с преподавателем




