К такому выводу пришли исследователи из Чили. Их работа опубликована в журнале Early Years.
Учёные проанализировали 19 научных работ, опубликованных за последние 23 года. Все, кроме одной из них, были посвящены непосредственно взаимосвязи математических способностей детей от трёх до девяти лет и настольных игр, основанных на числах, — от домино до монополии и других, где нужно передвигать фигуры по клеткам.
В ходе исследований дети участвовали в специальных игровых занятиях в среднем два раза в неделю по 20 минут в течение полутора месяцев. Важный нюанс в том, что учителя и другие взрослые, которые присматривали за детьми на таких занятиях, во всех случаях специально обучались использовать настольные игры в учебном процессе. В исследованиях по-разному формировали группы детей для сравнения: в некоторых выделили контрольную группу, которая играла в не связанные с числами игры, в других изучали формирование конкретных математических навыков в разных группах.
Все исследования включали тесты по математике до и после эксперимента. В них измеряли умение называть цифры, располагать их по порядку и оценивать числовые величины, а также способность складывать и вычитать. Кроме того, в некоторых работах оценивали интерес детей к математике.
Выяснилось, что настольные игры, основанные на числах, действительно улучшают все перечисленные математические способности. После занятий у детей значительно улучшились математические навыки более чем по 52% проанализированных тестовых заданий. А в тех случаях, когда сравнивалось влияние связанных и не связанных с числами игр, первые оказались более полезными в 32% исследований. Единственный показатель, на который игры не оказали заметного влияния, — интерес к математике.
Учёные заключили, что математические навыки детей действительно развиваются в ходе некоторых игр, но только если учителя и другие взрослые знают, как правильно организовать процесс. Авторы работы также рекомендуют включать настольные игры в программу обучения. Отмечается, что они отличаются от других активностей тем, что:
- имеют фиксированный набор правил, ограничивающий количество фигур, позиций и ходов, которые может сделать игрок;
- ходы и изменения положения фигур на доске влияют на общую игровую ситуацию.
Эти черты позволяют создавать множество игровых ситуаций, которые могут быть скорректированы в соответствии с конкретными задачами учебной программы. Однако, к сожалению, настольные игры редко используются в образовательных учреждениях мира.
Исследователи добавили, что изучение влияния игр на другие когнитивные навыки и развитие в целом ещё предстоит продолжить.
Кстати, ранее другая группа учёных посоветовала учителям математики планировать уроки вместе с педагогами по музыке. Они также узнали, какой именно тип музыкальных занятий оказывает наибольший эффект на математические навыки.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!