Оператор связи «Ростелеком» и исследовательская компания Mediascope выяснили предпочтения в потреблении контента у детей, их родителей и подростков. Результаты исследования представлены в первой части аналитического отчёта «Виртуальный мир глазами детей: особенности поведения детей и подростков в сети интернет».
В рамках исследования изучили научные публикации, а также статистические данные компании Mediascope о динамике подростковой аудитории интернет-ресурсов в 2022–2024 годах. Дополнительно Mediascope по заказу «Ростелекома» провела онлайн-опрос более 3 тысяч респондентов по всей России и 30 глубинных интервью с родителями, детьми и подростками в возрасте от 4 до 17 лет. Такой подход позволил глубоко изучить их мотивацию, привычки и предпочтения в медиапотреблении.
Какой контент потребляют дети и подростки в интернете
Как оказалось, в среднем подростки от 12 до 17 лет проводят в интернете каждый день по 6,5 часа. Основная часть экранного времени посвящается просмотру видео, компьютерным и мобильным играм, общению и соцсетям.
YouTube, на август 2024 года, когда проводился опрос, оставался самым популярным ресурсом среди детей и подростков всех возрастных групп. Среднесуточная аудитория YouTube в августе 2024 года составила около 5,2 миллиона подростков 12–17 лет, пользователи YouTube в данной возрастной категории проводили на ресурсе 107 минут в сутки. Более того, как поясняет во вступительном слове вице-президент «Ростелекома» по стратегическим инициативам Борис Глазков, YouTube даже в сентябре 2024-го оставался для детей и подростков ведущей платформой в сегменте длинных видео, и большая часть пользователей готова мириться с неудобствами, чтобы продолжать его использовать. Российские сервисы («VK Видео», Rutube) используют всё чаще, но пока они воспринимаются как дополнительные.
Среди сервисов коротких видео в августе на вершине уверенно держался TikTok, им пользовались 73% подростков. На втором месте — Likee (24%), с большим отрывом отстаёт Yappi (6%).
Что касается типов популярного контента, то в топе смешные ролики и каналы блогеров (а самые популярные блогеры — Влад Бумага и Дима Масленников).
Таблица. Популярные типы контента у детей на YouTube, в % от числа опрошенных. Август 2024 года
Тип контента | Все опрошенные | 12–17 лет |
---|---|---|
Смешные ролики | 52% | 51% |
Каналы блогеров | 47% | 56% |
Лайфхаки | 41% | 42% |
Мультики | 40% | 17% |
Пранки и челленджи | 31% | 31% |
Стримы игр | 29% | 37% |
Развивающие блоги и видеолекции | 27% | 31% |
Музыкальные клипы | 24% | 31% |
Материалы для подготовки к урокам и экзаменам | 18% | 31% |
Из мессенджеров у подростков наибольшей популярностью пользуются Telegram и «ВКонтакте». А вот WhatsApp по мере взросления подростки используют реже — через него больше общаются с родителями (потому что тинейджеры считают, что тем так привычнее), чем с друзьями.
Какова востребованность образовательных сервисов
Опрос показал, что 29% всех респондентов активно пользовались образовательными сайтами, цифровыми учебниками, пособиями и тестами, 21% смотрели лекции и уроки в интернете. Чем старше дети, тем чаще это происходит: для подростков от 12 до 17 доля пользующихся увеличивается до 39 и 32% соответственно.
Что касается чтения, то электронный формат до сих пор не победил бумажные книги. За последние полгода 46% респондентов читали бумажные книги помимо учебников, и только 26%, по словам детей и их родителей, обращались к электронным книгам или аудиокнигам, кроме учебников.
Занятия на курсах и с репетиторами по интернету популярнее, чем офлайн- занятия, причём разрыв по мере взросления ребёнка увеличивается. В возрасте 12–17 лет более четверти опрошенных детей (27%) для саморазвития, творчества или же для подготовки к экзаменам занимаются на курсах или с репетитором в онлайне, а 19% — в офлайне.
Активно растут детские онлайн-школы, например «Фоксфорд» и «Умскул». К услугам «Умскул» чаще прибегают для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, в то же время «Фоксфорд» позиционирует себя больше как альтернатива традиционной школе для учеников с 1-го по 11-й класс.
Кроме того, школьники активно обращаются к образовательным видео на YouTube, если какая-то тема в школе оказалась для них непонятной или была пропущена. Большой популярностью пользуются научно-популярные видео. Кроме того, высока популярность сайтов с готовыми домашними заданиями. Напомним, что министр просвещения Сергей Кравцов выступал с критикой таких интернет-ресурсов. Однако на смену таким сервисам приходят нейросети, которые используют 30% опрошенных. Они и непонятную задачу разъяснить могут, и предоставить дополнительный материал для изучения.
Высокой популярностью пользуются приложения для изучения иностранных языков. Самое популярное среди них — Duolingo, предлагающее пользователям учиться в игровом формате: они могут изучать различные языки с помощью увлекательных уроков, интерактивных заданий и системы наград. Ежемесячная аудитория приложения составляет более 40 миллионов человек. Согласно данным Mediascope, в августе 2024 аудитория приложения в России составила 538 тысяч. Детей в возрасте от 12 до 17 лет пользуются приложением ежемесячно, практически 50% среди них ежедневно заходят в приложение.
Составители отчёта рекомендуют разработчикам сервисов:
- субсидировать использование обучающих сервисов для детей из семей с низким достатком;
- обучать детей использовать нейросети;
- применять игровые элементы в образовательном и познавательном процессе.
Ранее россияне рассказали, сколько они тратят на онлайн-образование детей. 49% родителей тратили менее 5 тысяч рублей ежемесячно, ещё 28% — от 5 до 10 тысяч рублей.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Стало известно, сколько времени подросткам можно сидеть в интернете без потерь для учёбы
- Тренды 2023 года и прогноз на 2024‑й для детского сегмента EdTech: мнения игроков рынка
- Дети и цифровые технологии: как получать максимальную пользу от гаджетов
- Из-за новой версии GPT-4 языковые образовательные платформы станут не нужны?
- Как удержать внимание ребёнка во время онлайн-урока