Образование
#новости

Исследование: какой образовательный контент в интернете выбирают дети и подростки

Популярны образовательные видео и приложения, а вот электронные книги до сих пор читают реже, чем бумажные.

Оператор связи «Ростелеком» и исследовательская компания Mediascope выяснили предпочтения в потреблении контента у детей, их родителей и подростков. Результаты исследования представлены в первой части аналитического отчёта «Виртуальный мир глазами детей: особенности поведения детей и подростков в сети интернет».

В рамках исследования изучили научные публикации, а также статистические данные компании Mediascope о динамике подростковой аудитории интернет-ресурсов в 2022–2024 годах. Дополнительно Mediascope по заказу «Ростелекома» провела онлайн-опрос более 3 тысяч респондентов по всей России и 30 глубинных интервью с родителями, детьми и подростками в возрасте от 4 до 17 лет. Такой подход позволил глубоко изучить их мотивацию, привычки и предпочтения в медиапотреблении.

Какой контент потребляют дети и подростки в интернете

Как оказалось, в среднем подростки от 12 до 17 лет проводят в интернете каждый день по 6,5 часа. Основная часть экранного времени посвящается просмотру видео, компьютерным и мобильным играм, общению и соцсетям.

YouTube, на август 2024 года, когда проводился опрос, оставался самым популярным ресурсом среди детей и подростков всех возрастных групп. Среднесуточная аудитория YouTube в августе 2024 года составила около 5,2 миллиона подростков 12–17 лет, пользователи YouTube в данной возрастной категории проводили на ресурсе 107 минут в сутки. Более того, как поясняет во вступительном слове вице-президент «Ростелекома» по стратегическим инициативам Борис Глазков, YouTube даже в сентябре 2024-го оставался для детей и подростков ведущей платформой в сегменте длинных видео, и большая часть пользователей готова мириться с неудобствами, чтобы продолжать его использовать. Российские сервисы («VK Видео», Rutube) используют всё чаще, но пока они воспринимаются как дополнительные.

Среди сервисов коротких видео в августе на вершине уверенно держался TikTok, им пользовались 73% подростков. На втором месте — Likee (24%), с большим отрывом отстаёт Yappi (6%).

Что касается типов популярного контента, то в топе смешные ролики и каналы блогеров (а самые популярные блогеры — Влад Бумага и Дима Масленников).

Таблица. Популярные типы контента у детей на YouTube, в % от числа опрошенных. Август 2024 года

Тип контентаВсе опрошенные12–17 лет
Смешные ролики52%51%
Каналы блогеров47%56%
Лайфхаки41%42%
Мультики40%17%
Пранки и челленджи31%31%
Стримы игр29%37%
Развивающие блоги и видеолекции27%31%
Музыкальные клипы24%31%
Материалы для подготовки к урокам и экзаменам18%31%

Из мессенджеров у подростков наибольшей популярностью пользуются Telegram и «ВКонтакте». А вот WhatsApp по мере взросления подростки используют реже — через него больше общаются с родителями (потому что тинейджеры считают, что тем так привычнее), чем с друзьями.

Какова востребованность образовательных сервисов

Опрос показал, что 29% всех респондентов активно пользовались образовательными сайтами, цифровыми учебниками, пособиями и тестами, 21% смотрели лекции и уроки в интернете. Чем старше дети, тем чаще это происходит: для подростков от 12 до 17 доля пользующихся увеличивается до 39 и 32% соответственно.

Что касается чтения, то электронный формат до сих пор не победил бумажные книги. За последние полгода 46% респондентов читали бумажные книги помимо учебников, и только 26%, по словам детей и их родителей, обращались к электронным книгам или аудиокнигам, кроме учебников.

Занятия на курсах и с репетиторами по интернету популярнее, чем офлайн- занятия, причём разрыв по мере взросления ребёнка увеличивается. В возрасте 12–17 лет более четверти опрошенных детей (27%) для саморазвития, творчества или же для подготовки к экзаменам занимаются на курсах или с репетитором в онлайне, а 19% — в офлайне.

Активно растут детские онлайн-школы, например «Фоксфорд» и «Умскул». К услугам «Умскул» чаще прибегают для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, в то же время «Фоксфорд» позиционирует себя больше как альтернатива традиционной школе для учеников с 1-го по 11-й класс.

Данные: Ростелеком. Инфографика: Skillbox Media.

Кроме того, школьники активно обращаются к образовательным видео на YouTube, если какая-то тема в школе оказалась для них непонятной или была пропущена. Большой популярностью пользуются научно-популярные видео. Кроме того, высока популярность сайтов с готовыми домашними заданиями. Напомним, что министр просвещения Сергей Кравцов выступал с критикой таких интернет-ресурсов. Однако на смену таким сервисам приходят нейросети, которые используют 30% опрошенных. Они и непонятную задачу разъяснить могут, и предоставить дополнительный материал для изучения.

Высокой популярностью пользуются приложения для изучения иностранных языков. Самое популярное среди них — Duolingo, предлагающее пользователям учиться в игровом формате: они могут изучать различные языки с помощью увлекательных уроков, интерактивных заданий и системы наград. Ежемесячная аудитория приложения составляет более 40 миллионов человек. Согласно данным Mediascope, в августе 2024 аудитория приложения в России составила 538 тысяч. Детей в возрасте от 12 до 17 лет пользуются приложением ежемесячно, практически 50% среди них ежедневно заходят в приложение.

Составители отчёта рекомендуют разработчикам сервисов:

  • субсидировать использование обучающих сервисов для детей из семей с низким достатком;
  • обучать детей использовать нейросети;
  • применять игровые элементы в образовательном и познавательном процессе.

Ранее россияне рассказали, сколько они тратят на онлайн-образование детей. 49% родителей тратили менее 5 тысяч рублей ежемесячно, ещё 28% — от 5 до 10 тысяч рублей.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована