В НИУ ВШЭ изучили, как развивается высшее онлайн-образование в России и других странах. Полученные данные авторы исследования — Татьяна Хавенсон и Анна Корчак — собрали в большую публикацию. Исследование позволяет понять, как устроена онлайн-магистратура, какие у неё есть особенности и какие направления обучения наиболее популярны.
Анализ показал, что в России действует 291 программа онлайн-магистратуры на базе 39 вузов. По количеству таких программ лидируют Московский институт психоанализа, Университет «Синергия» и Высшая школа экономики (в них действуют 36, 27 и 21 программа соответственно). Также вузы создают программы онлайн-магистратуры совместно с крупными образовательными платформами, такими как Skillfactory, «Нетология», Edutoria, — при этом учебный процесс организован на сервисах этих платформ. Напомним, в конце 2023 года ведущие вузы и лидеры российского EdTech создали Содружество онлайн-высшего образования.
Обучение в онлайн-магистратуре в российских вузах длится 1–2,5 года, а большинство программ рассчитано на два года. Обучение в основном платное — предусмотрено только 3% бюджетных мест. В большинстве вузов нет требований к специальности, полученной абитуриентом в бакалавриате или специалитете. НИУ ВШЭ — единственный вуз, где это условие обязательно для поступления на одну из онлайн-программ (на остальных нужен опыт работы по специальности, соответствующей направлению обучения). Однако в некоторых учебных заведениях (например, в ИТМО или МИФИ) важно, чтобы у абитуриента был технический бэкграунд.
Основная форма вступительного испытания — экзамен, тестирование или собеседование, а на отдельных направлениях необходимо портфолио, эссе или визитка.
Наиболее популярными направлениями онлайн-магистратуры в России оказались общественные и гуманитарные: в топ-3 вошли «Экономика и управление» (90 программ), «Образование и педагогические науки» (37) и «Психологические науки» (31 программа). Похожие результаты показала и выборка иностранных магистратур, только на третьем месте оказалось направление «Информатика и вычислительная техника». При этом, согласно выводам исследователей, иностранные программы обучения дают студентам больше свободы, чем российские: как правило, учащиеся могут самостоятельно регулировать интенсивность обучения, выбирать приоритетные предметы и таким образом конструировать свой учебный план.
Кстати, этим летом СОВО также опубликовало список открытых программ высшего образования в онлайн-формате. Больше всего программ участники объединения открыли по прикладной математике и информатике, а также по экономике и управлению и по менеджменту.
Образовательная нагрузка на программах онлайн-магистратуры варьируется от 10 до 30 часов в неделю. При этом в программах предусмотрен и синхронный, и асинхронный формат работы — часто они взаимодополняют друг друга. В рамках обучения студенты участвуют в хакатонах, тренингах, воркшопах, экспертных советах.
Ещё один из выводов исследования — в России обучение в онлайн-формате оказалось дешевле, чем в офлайне, в то время как у иностранных магистерских программ стоимость в онлайн- и офлайн-форматах одинаковая. Связывают это с тем, что по себестоимости учить онлайн-студентов ничуть не дешевле, чем очников, так как от вузов требуются вложения в IT-инфраструктуру и поддержку учащихся. Так что онлайн делает образование доступнее только с позиции независимости от места проживания, но не с позиции стоимости. Похожие данные показал недавний отчёт о состоянии онлайн-обучения в вузах США.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Студенты рассказали, почему выбирают программы магистратуры, открытые с EdTech-компаниями
- Coursera увеличивает количество программ высшего образования, хотя они теряют популярность
- В США заметили снижение интереса вузов к совместным с EdTech-платформами программам
- ВШЭ представила портрет типичного онлайн-магистранта