Учёные проанализировали данные 4118 учащихся восьмых классов школ Ирландии, которые изучали математику и естественные науки, чтобы понять, как продолжительность выполнения домашних заданий и частота их выдачи ученикам влияют на предметные знания. Исследование опубликовано в журнале Learning and Instruction.
Данные для измерения частоты и продолжительности домашних заданий взяли из международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) за 2019 год. Чаще всего его участники в Ирландии сообщали, что им задают домашнее задание три или четыре раза в неделю, а на его выполнение тратится от 16 до 30 минут. Предметные знания учащихся оценивали по их успехам в TIMSS, а также брали из материалов этого исследования информацию о социально-экономическом статусе их семей. Связи между разными переменными выявляли с помощью моделей машинного обучения.
В результате выяснилось, что самая большая эффективность по математике — у ежедневных домашних заданий, а по естественным наукам — у тех заданий, которые задают три или четыре раза в неделю. У школьников с таким режимом занятий результаты TIMSS оказались выше, чем у их сверстников в аналогичных школах и с похожей ситуацией в семьях.
А ещё оказалось, что наибольшую пользу учащимся приносили короткие домашние задания, на выполнение которых требовалось около 15 минут. У тех, кто занимался дольше, не было никаких преимуществ в результатах тестов ни по математике, ни по естественным наукам. То есть главным фактором для улучшения предметных знаний оказалась регулярность домашних заданий, а не общая продолжительность работы над ними.
Кроме того, исследователи сделали ещё один вывод. Они показали, что все школьники получают пользу от их выполнения, в том числе подростки из бедных семей. Ранее другие учёные предполагали, что домашняя работа может усугублять разрыв в успеваемости между учащимися из семей с разным социально-экономическим статусом — потому что не у всех родителей есть ресурсы и время помогать детям. Ирландское исследование не подтвердило это предположение.
Ранее исследователи установили, что время, которое старшеклассники тратят на занятия вне школы, в том числе выполнение домашних заданий, уроки с репетиторами, спорт и кружки, может отрицательно влиять на их навыки, психологическое состояние и даже ментальное здоровье. Мировая и российская статистика показывает большой вес домашнего задания во внешкольном времени детей. Согласно социологическому исследованию РАНХиГС, 41% российских детей в обычных школах и 46,7% в лицеях и гимназиях тратят на выполнение домашних заданий более двух часов в день. При этом большинство родителей российских школьников считают, что домашние задания в школах отменять не нужно. Судя по результатам нового исследования, совсем отказываться от этого не стоит — но определённо надо подумать, как сделать эти задания короткими и эффективными.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!