Образование
#статьи

Институт, университет, академия: в чём разница

Ещё недавно разницу регламентировал закон, но сегодня она не так очевидна.

Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Wikimedia commons / freepik / Colowgee для Skillbox Media

Чем отличается университет от института и академии? Учебные заведения, в которых можно получить высшее образование, в России называются по-разному: университеты («обычные», а также национальные исследовательские и федеральные), институты, академии. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях эти названия отражают различия в статусе и престижности вузов, а когда они — просто часть наименования.

Виды вузов: выделяют ли их по закону

Начнём с того, что в действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» все организации, где можно получить высшее образование, относятся к типу «образовательная организация высшего образования». Законом установлено, что основная деятельность таких организаций — образовательная по программам высшего образования и научная. Образование в этом определении первично, так как есть много научных организаций, которые не обучают студентов.

Все остальные типы образовательных организаций, перечисленные в законе, к высшему образованию уже не относятся. Получается, официально есть только один тип вузов — просто «образовательная организация высшего образования». Так почему на практике вузы называются так по-разному — институтами, университетами, академиями?

Дело в том, что до принятия действующего закона об образовании виды вузов действительно разделяли официально — по закону о высшем и послевузовском профессиональном образовании, который утратил силу в 2013 году. В этом законе и в типовом положении о вузах были прописаны различия разных видов.

Чем различаются университет, институт, академия

Главным различием было разнообразие направлений, по которым вузы вели образовательную и научную деятельность:

  • Университетами могли называться организации с широким спектром направлений подготовки и научной работы. Имелось в виду, что они охватывают сразу несколько областей науки, а не одну.
  • Академиями назывались учреждения с большим набором образовательных программ и научных исследований, в том числе фундаментальных, но в рамках одной области науки или культуры (была, например, юридическая академия, финансовая, экономическая).
  • Институтами называли организации с программами лишь в определённой области профессиональной деятельности, которые могли вообще не заниматься фундаментальной наукой, а вести только прикладные исследования.

Поскольку сейчас в законах нет разделения по видам образовательных организаций высшего образования, эти термины остаются, по сути, лишь названиями. Большинство вузов сегодня стали называться университетами (даже те, которые раньше были академиями и институтами), но иногда всё же выбирают другие варианты.

Например, название «академия» обычно сохраняют крупные вузы, которые по масштабу образовательной и научной деятельности могли бы быть названы университетами, но сохраняют отраслевую привязку. Например, это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ РАНХиГС. Также такое название нередко носят военные и военно-медицинские вузы.

Институты (если это не НИИ — научно-исследовательские институты, которые не ведут приём студентов) обычно отличаются более узким профилем образовательных программ, чем университеты и академии. Но в некоторых случаях слово «институт» сохраняется в названии крупных университетов — чтобы не терять связь с историей организации.

Так, Московский физико-технический институт имеет статус национального исследовательского университета, но сохраняет прежнее наименование. А национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и университет ИТМО сохраняют в своих названиях аббревиатуры, в которых «И» означает «институт», хотя перестали расшифровывать их в официальных названиях. Есть такой же пример со словом «академия» — в названии Российского государственного аграрного университета сохраняется аббревиатура «МСХА имени К. А. Тимирязева», а в обиходе его по-прежнему часто называют Тимирязевской академией.

Фото: МИФИ

Также институты сейчас часто являются составной частью университетов наряду с факультетами. В этих случаях они представляют собой не самостоятельные образовательные организации, а просто подразделения единого вуза. То есть их выпускники получают диплом не отдельного института, а университета. Например, несколько институтов есть в составе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Также институтами иногда называются филиалы столичных университетов в регионах.

Ещё одно название, которое могут использовать вузы, — «школа». Известные примеры — Высшая школа экономики, которая на самом деле имеет статус национального исследовательского университета, и Российская экономическая школа (юридически это институт и негосударственное образовательное учреждение высшего образования).

Интересный факт: изначально при разработке нового закона об образовании в начале 2010-х годов предлагали ввести новый вид вузов — колледжи, которые занимались бы преимущественно бакалаврскими программами (такой вариант есть, например, в США). Эта идея не была реализована.

Какие статусы вузов существуют в России

Несмотря на то что названия «университет», «институт» и «академия» потеряли своё значение, в законе об образовании всё же указаны несколько особых статусов вузов.

На первом месте два ведущих классических университета — Московский государственный имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный. Они обладают особым правовым статусом, который определяется отдельным федеральным законом. Например, они проводят при приёме на обучение дополнительные — помимо ЕГЭ — вступительные испытания по общеобразовательным предметам. В других вузах такие экзамены проводятся только по творческим или профессиональным направлениям, а также для выпускников учреждений среднего профессионального образования (колледжи, техникумы и так далее) в случае, если вуз не требует от них результатов ЕГЭ.

Кроме того, в законе выделяют статусы федерального и национального исследовательского университетов. Наряду с МГУ и СПбГУ, а также некоторыми другими вузами (это определяется специальным перечнем, который утверждается указом президента), такие университеты имеют право разрабатывать собственные образовательные стандарты — при условии, что требования к образовательным программам и результатам обучения в этих документах будут не ниже, чем в обязательных для всех остальных вузов федеральных стандартах. То есть эти статусы действительно свидетельствуют о высоком престиже вуза и связанных с ним особых возможностях.

Кроме того, при выборе вуза полезно оценить его профиль. Иногда определить его можно уже по названию — например, МГТУ им. Н. Э. Баумана или НИТУ «МИСиС» явно готовят инженерно-технических специалистов. Для более точного понимания стоит взглянуть на набор образовательных программ и на ведомство, которому вуз подчиняется. Большинство подведомственны Минобрнауки, медицинские вузы — Минздраву, педагогические — Минпросвещения.

Фото: Wikimedia Commons

Есть и более узкие профили: транспортные вузы в ведении Минтранспорта, аграрные у Минсельхозразвития и так далее. Все они сегодня чаще называются университетами, но фокусируются, как правило, на подготовке кадров для определённой отрасли. В подготовке кадров по другим направлениям у такого вуза может быть меньше опыта. И, возможно, проходные баллы на такие непрофильные специальности там будут ниже, чем в других учебных заведениях.

Отличается ли обучение в университете, институте и академии

И в университетах, и в академиях, и в институтах сегодня могут действовать программы бакалавриата, специалитета (в новой системе высшего образования их заменит новый уровень «базовое высшее образование») и магистратуры, а также более высоких уровней — аспирантуры или ординатуры.

Сами по себе образовательные программы в небольших институтах в теории могут быть не менее качественными, чем в крупнейших вузах. Поэтому при выборе смотреть стоит не на название.

Полезно будет оценить проходные или средние баллы в вуз и на выбранную программу (это покажет, поступают ли туда хорошо подготовленные выпускники с высокими баллами ЕГЭ), места вуза в рейтингах, например в предметных RAEX, преподавательский состав и его научную активность. А ещё могут быть показательными отзывы студентов и выпускников — в тех случаях, когда они подтверждённые и неанонимные.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована