Образование
#новости

Герман Греф: персонализации в российском образовании далеко до няни Пушкина

Прежде чем строить персонализацию с помощью технологий, надо с обычной человеческой персонализацией разобраться.

«Я не видел ни в одном российском вузе продвинутой технологической платформы, которая позволила бы реализовать персонализированную или клиентоцентричную модель. И могу сказать, что это непросто. Глубина цифровизации — это не выложить курс в онлайн, глубина цифровизации должна быть достаточно большой, плюс искусственный интеллект. Мы должны отслеживать трек каждого студента и только с помощью систем искусственного интеллекта рекомендовать ему соответствующий персональный трек обучения», — сказал председатель «Сбера» Герман Греф, выступая 28 октября 2022 года на организованной банком конференции «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире».

«Для персонализации нужна фабрика данных, — объяснил Греф. — Я всегда говорю, что искусственный интеллект — это вишенка на торте. Так вот: торта нет. Платформы нет. И нужно собирать корректные данные, нужно построить очень большую и умную систему».

Эти слова прозвучали в коротком споре с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым, который считает, что у российских вузов уже есть неплохие цифровые платформы.

Впрочем, проблемы с персонализацией лежат не только в цифровой плоскости. Греф пошутил: самое персонализированное обучение было у Александра Сергеевича Пушкина. «…Арина Родионовна проводила с ним большую часть суток и могла определить, что он любит есть, что он любит читать и так далее, и давать ему соответствующие блюда под правильным соусом», — провёл он аналогию. У современных же детей, считает Греф, даже такой нетехнологичной персонализации нет. Ведь сначала их «сдают» в детские сады, а потом в школы — то есть у родителей и учителей (которые отвечают за 25–35 человек в классе) редко есть реальные представления о нуждах, интересах и особенностях каждого ребёнка. Проще говоря, сейчас никто не может и не будет подгонять образовательный путь под конкретного человека.

Кроме того, глава «Сбера» считает, что у учителей нет возможности даже обучать необходимым гибким навыкам, поскольку их самих никто этому не научил и не учит до сих пор.

Вероятно, Герман Греф прав в том, что до настоящей персонализации образованию (как высшему, так и школьному) ещё далеко. Эксперименты с теми же адаптивными системами показывают, что внедрить основанную на «цифре» персонализацию и дорого, и сложно в разработке.

Такие технологии могут нести и риски — например, с использованием и хранением личных данных или непрозрачностью (и неточностью) алгоритмов персональных рекомендаций для учащихся.

Есть и другие сложности — преподаватели и учителя не торопятся взаимодействовать с цифровой средой. Готовы ли они работать с большими данными, другими подходами к проектированию программ и оценке результатов — большой вопрос. Похоже, пока цифровизация для них не подспорье, а лишняя нагрузка.

Кстати, ранее управляющий партнёр компании Skyeng Александр Ларьяновский тоже высказывался о том, что цифровизация образования пока не привела к революционным переменам, а дала по большому счёту лишь косметические изменения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована