Образование
#былое

Георг Кершенштейнер и его трудовая школа: как учитель физики изменил немецкое образование

Как педагог придумал систему создания «человека полезного» и пришёл к выводу, что деятельное обучение важнее книжных знаний.

Изображение: Deutsches Museum / Ольга Скворцова / Skillbox Media

Георг Кершенштейнер (1854–1932) — немецкий педагог и реформатор образования, который выступал за обучение действием, гражданское воспитание и тесную связь школы с реальной жизнью.

Как и его современники Джон Дьюи, Антон Макаренко, Мария Монтессори и прочие, Кершенштейнер отнесён ЮНЕСКО к выдающимся педагогам мира, оставившим свой след в образовательной мысли. Однако некоторые его идеи и в прошлом столетии воспринимались неоднозначно, и сейчас выглядят во многом спорными.

Главные труды Кершенштейнера: «Гражданское воспитание молодёжи» (1901 год), сборник статей «Основные вопросы школьной организации» (1907 год), «Трудовая школа» (1912 год), «Базовая аксиома учебного процесса» (1917 год).

От помощника учителя до реформатора образования

Родился будущий реформатор немецкой педагогики в Мюнхене, в семье небогатых предпринимателей. Учился он в приходской школе, а в двенадцать лет поступил в педагогический колледж (нем. das Lehrerseminar), где готовили учителей начальной школы (туда можно было поступить без аттестата о среднем образовании).

Окончив колледж, юный Кершенштейнер поработал помощником учителя в сельских школах, а потом всё же отучился в последних двух классах средней школы и в 23 года поступил в Мюнхенский технический университет — одно из самых престижных учебных заведений Германии. Изучал он там физику и математику, и успешно — позднее получил докторскую степень.

Панорама с видом на главное здание Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, где Кершенштейнер получил докторскую степень, а гораздо позднее стал почётным профессором. Рисунок, ок. 1888 года
Изображение: Gustav Seeberger / Public Domain

После этого Кершенштейнер больше десяти лет преподавал физику и математику в разных городах Баварии, а затем вернулся в Мюнхен. Здесь в 1895 году его избрали школьным советником (нем. der Schulrat) — так называлась должность чиновника по надзору за народным образованием. На этом посту он прослужил до 1918 года, после чего ушёл в отставку и стал почётным профессором Мюнхенского университета.

Во время службы в качестве школьного советника Кершенштейнер реформировал мюнхенские народные школы и создал профессиональное училище, а ещё сформулировал свои педагогические идеи в книгах и статьях.

Его концепции вызвали большой интерес у международного сообщества. В начале XX века книги Кершенштейнера переводились на множество языков, включая японский и китайский, а сам он выступал с лекциями в Европе, Америке и России. Так, в 1913 году Кершенштейнер посетил Первый всероссийский съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, взгляды Кершенштейнера должны были пользоваться популярностью и после Октябрьской революции — ведь большевики тоже экспериментировали с концепцией трудовой школы, а Антон Макаренко построил на ней систему воспитания трудных подростков. Однако в СССР больше склонялись к идеям американского реформатора Дьюи, а вот к Кершенштейнеру относились крайне негативно. Автор первых советских учебников Альберт Пинкевич писал в своём «Кратком очерке истории педагогики»: «Кершенштейнер настолько чужд нам по строю, всей своей идеологии, что интерес к нему может быть только интересом исторического порядка».

Что же это за идеология и почему взгляды Кершенштейнера не только отвергались в советскую эпоху, но и в наше время воспринимаются неоднозначно?

Педагогические идеи Кершенштейнера

Педагогическая концепция Георга Кершенштейнера во многом была основана на взглядах Иоганна Песталоцци (1746–1827) — в первую очередь на идее трудового обучения. К тому же тогда уже действовала Лабораторная школа Джона Дьюи — образовательный эксперимент, построенный на обучении действием. Развивая эти подходы, Кершенштейнер считал, что школа должна отказаться от «книжности» и развивать в первую очередь практические навыки и умения, давая необходимый минимум теоретических знаний.

С точки зрения психологии это имеет смысл — дети познают мир в движении и действии, а принудительная «зубрёжка» лишь убивает мотивацию учиться. А обучение в трудовой школе, в отличие от «книжной», происходит в тесной связи с реальной жизнью, основывается на опыте учеников, который они получают в мастерских, в саду или на ферме.

Образец скворечника для индивидуальной работы ученика в мастерской. Иллюстрация из издания «Трудовой школы» 1920 года
Изображение: Kerschensteiner, G. Begriff der Arbeitsschule. B. G. Teubner, 1920 / Project Gutenberg

Именно такой подход, согласно Кершенштейнеру, позволяет ученику усвоить какое-либо знание, осмыслить и соотнести его с собственными ценностями. Решая трудовые задачи, ребёнок, считал педагог, развивает логическое мышление и самостоятельность, учится планировать свою деятельность и оценивать её результат.

«Именно то, что для нас ценнее всего в истинно образованном человеке, — крепость, сила и законченность характера — развивается, прежде всего, только из деятельности. Да и наши самые глубокие убеждения, наши самые полезные, самые ценные и особенно дольше всего остающиеся в памяти познания получали мы меньше всего благодаря обучению или книгам, а, напротив, скорее из практической жизни, из самостоятельной, продуктивной работы», — писал педагог в статье из сборника «Основные вопросы школьной организации» (1907 год).

Как и Песталоцци, Кершенштейнер придавал педагогике важное социальное значение и фокусировался на образовании людей с низким достатком. Множество детей и подростков в Германии на рубеже веков не могли получить качественное образование, и их ждала тяжёлая жизнь. По мнению Кершенштейнера, трудовые народные школы могли исправить ситуацию. В них ученики получали бы универсальные профессиональные навыки, развивали трудолюбие и ответственность, учились применять свои возможности в текущих социальных условиях.

На посту школьного советника в Мюнхене у Кершенштейнера были возможности реорганизовать народное образование согласно своим принципам, чем он и занимался. Чтобы превратить «книжные» школы в трудовые, педагог предлагал:

  • обучать посредством продуктивного труда;
  • обеспечить углублённое изучение отдельных тем и вопросов вместо стремления охватить как можно больший объём знаний;
  • связывать преподаваемый материал со школьной и внешкольной жизнью учеников;
  • усиленно преподавать рисование, чтобы развивать у школьников умение наблюдать и создавать образы;
  • поощрять самостоятельность детей, создавать условия для творческого проявления;
  • придавать особое значение вопросу «Как учить?», а не «Чему учить?», и ставить качество приобретаемых навыков выше, чем объём знаний.

Новаторской для рубежа XIX–XX веков была концепция дополнительной школы — по сути, профессионального училища. В него могли поступать подростки, лет в 14–15 окончившие народную школу, и продолжать своё профессиональное обучение. Заодно там у них воспитывали гражданскую ответственность.

Вопросы гражданского воспитания Кершенштейнер тесно связывал с концепцией трудового обучения. Связанные с этим идеи во многом противоречат современной педагогике, ставящей личность ученика в центр образовательного процесса. Кершенштейнер целью образования видел создание «человека полезного».

Существование личных интересов и устремлений, по Кершенштейнеру, оправданно только в той мере, насколько они служат общему благу — целям государства. Образованный человек, считал педагог, — это полезный гражданин, который понимает свою роль и своё место в социуме и прилагает все силы для служения своему народу.

«Путь к идеальному человеку идёт только через человека полезного. Полезный же человек тот, кто знает задачу свою и своего народа, имеет силу и волю, чтобы её выполнить. Только в той мере, в какой ему это удастся, народ может ценить его как человека… Знать свою задачу и развивать и укреплять на ней свой разум, волю и силы — первая проблема на пути к образованию. Профессиональное образование стоит на пороге общечеловеческого образования», — утверждал Кершенштейнер в «Основных вопросах школьной организации».

Из этого следовало, что если государству нужно большое количество работников физического труда (что было справедливо в начале XX века), то большинство народных школ должно готовить сельскохозяйственных и фабричных рабочих. В специалистах интеллектуального труда потребность гораздо ниже, а значит, для их подготовки хватит небольшого числа школ. Более того, по убеждению Кершенштейнера, большинство учеников «из народа» имеют врождённые способности именно к физическому труду, а значит, эти способности и нужно развивать в трудовых школах.

Из-за этого подход Кершенштейнера критиковали современники. Сторонники традиционной педагогики — за то, что он значительно уменьшает объём теоретических знаний в учебных планах. А советские реформаторы — за то, что система образования Кершенштейнера воспитывает послушных рабочих, «удобных» для капиталистического строя. При этом нельзя отрицать, что Кершенштейнер хорошо понимал социально-экономические течения своей эпохи, и его реформы отвечали духу времени.

Цитаты Кершенштейнера

«Только там, где чужое знание помогает в собственном опыте, там навостривают [ученики] уши и с жадностью слушают; глотают также и книги, и не только с занимательными рассказами. В мастерской и в кухне, в саду и в поле, в конюшне и на рыбацкой лодке они всегда готовы к работе. Здесь самое широкое поле для их обучения».

«Наша книжная школа должна стать школой работы, которая примыкала бы непосредственно к школе игры раннего детства».

«Предоставьте детям сделать выбор между книгой и тетрадью, с одной стороны, и рубанком, пилой, резцом, с другой, между уроком физики и химии в аудитории и опытами с весами в лаборатории. Наверное, 90% всех детей устремятся из классов и аудиторий с их атмосферой пассивности туда, где есть простор для приложения их активных способностей».

«В мастерской, в лаборатории и школьной кухне, в саду, в рисовальном зале, в музыкальном классе каждый ребёнок найдёт себе работу, которую он в состоянии осилить. Здесь работает слабый рядом с сильным, находит у него помощь, может и должен таковую найти. Здесь рядом друг с другом могут переживать радость и счастье удачи малоспособный — на малой, очень даровитый — на большой работе».

«Школа труда не должна спрашивать ученика при экзамене: „Что подразумевают под удельным весом и как он определяется?“ Она даёт ученику кусок свинца, камня или дерева и предоставляет определить удельный вес в действительности».

«Для школы труда совершенно безразлично, может ученик перечислить 24 класса Линнеевой системы или нет, ибо она отлично понимает, что книгопечатание может заменить всякую более или менее слабую память. Она вполне довольна, если ученик умеет определить растение, которое ему дано».

Интересные факты о Кершенштейнере

  • Кроме педагогики, Георг Кершенштейнер занимался и политикой. С 1912 по 1918 год он был депутатом рейхстага от Прогрессивной народной партии Германии, выступавшей за социал-либеральные реформы.
  • Кершенштейнер также интересовался психологией детского рисунка и, проанализировав множество детских работ, в 1905 году выпустил книгу «Развитие художественного творчества ребёнка». Он придавал рисованию большое значение для развития наблюдательности у ребёнка.
Примеры детских рисунков из книги «Развитие художественного творчества ребёнка»
Изображение: Kerschensteiner G. Die entwickelung der zeichnerischen begabung. C. Gerber, 1905 / Harvard College Library Archive.org
  • Во многих городах Германии, в том числе в Берлине, Мюнхене и Гамбурге, есть улицы, названные в честь Кершенштейнера. Также его имя носит премия, которую Немецкое физическое общество присуждает лучшим учителям и преподавателям физики.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована