Гендерные барьеры при выборе профессии: есть ли проблема
Пришло ли время разговаривать с подростками о социальном интеллекте и гендерном равенстве? Или главная задача сейчас — научить их зарабатывать?
Фото: lithiumcloud / Getty Images
Мария Иванова
консультант Smart Course
Разрабатывает обучающие и просветительские проекты в области развития навыков у детей и взрослых, консультирует команды образовательных продуктов по вопросам позиционирования и продвижения.
Публикуем с разрешения Марии её пост в личном фейсбук*е о некоторых выводах по результатам просветительской программы для подростков.
Мы с командой Smart Course уже пятый год в Самарской области проводим программу для подростков и педагогов по обучению современным навыкам как социальную программу для компании «Арконик». Сначала это была профориентация в подходе осознанного выбора для старшеклассников в STEAM-профессиях, потом набор навыков расширился до эмоционального интеллекта и самоменеджмента. А в прошлом году заказчик решил затронуть тему гендерного равенства при выборе STEM-профессий у девочек, и мы сделали исследование. По итогам исследования заказчик провёл круглый стол с представителями Минобра, Минтруда, HeadHunter и местного сообщества.
Что меня удивило в этом круглом столе — мы, как разработчики, были единственными, кто признавал повестку гендерного равенства.
Ни Минтруд, ни Минобр эту повестку не поддержали. Их аргументы были примерно такие: «А что, вот же созданы все условия для девочек. Мы же никому не запрещаем ходить на допку или поступать в колледж или вуз! Ради бога, в чём проблема?»
Я ходила и думала о том, почему повестка гендерного равенства «не зашла», пока не прочитала книжку Инглхарта «Культурная эволюция».
С 1990 года Инглхарт возглавлял проект Всемирного исследования ценностей в 78 странах мира. И вот какую закономерность они вывели. Они выявили, что есть страны, которым важна система ценностей выживания, а есть — которым важны ценности самовыражения. И в систему ценностей самовыражения как раз входят вопросы выбора, самореализации, качества жизни женщин (где женщина становится полноценным членом общества) и качества жизни и права различных меньшинств.
Страны, которые живут из ценностей самовыражения, характеризуются устойчивым экономическим ростом и у них закрыт вопрос экзистенциальной безопасности (включая физическую и финансовую).
То есть получается, что мы вышли с темой, которая опережает социальный запрос среды.
И получается, что, обучая новым навыкам (педагогов — фасилитационному подходу к обучению, эмпатии, а подростков — коммуникации, самоменеджменту и осознанному выбору), мы приближаем ту самую экономику знаний, которая возможна при наличии финансовой и экономической безопасности.
А на взрослых, которые разделяют позицию уважения к подросткам, их поддержки и, самое главное, позицию самообучения, лежит дополнительная нагрузка. Нагрузка обеспечивать этот переход и не транслировать подросткам всю ту усталость и неуверенность, которую испытывают они сами, находясь в предыдущем социальном укладе и системе ценностей.
То есть они как бы держат ещё и новую рамку на своих плечах.
Я, правда, подумала, что хорошо бы включить в профориентационные программы в том числе часть контента, которая относится и к выживанию тоже. Например, рассказывать подросткам о разных форматах занятости: фриланс, подработка, способы их нахождения, выстраивание отношений с заказчиками и прочее, а то ко мне мои студенты любимые приходят и спрашивают, как им заработать (мне казалось, что на втором-третьем курсе они должны уже это знать, но нет). И до сих пор так и не появилось сервисов, которые позволяют подросткам в безопасном контексте получить опыт заработка на простых задачах.
Но генерально, конечно, обучение софт-скиллам говорит, как будто у нас задачи безопасности в стране уже решены. Но, кажется, это совсем не так, особенно для провинциальных городов.
И навигация по возможностям заработать денег все ещё актуальна, и этот трек тоже как-то нужно выстраивать.
Но хотя бы теперь ясно, почему представители региональной власти не считают гендерный баланс своей задачей.
Её правда нет.
Девочки меж тем отмечали, что для них при выборе STEM-профессии была важна поддержка и родителей, и педагогов. Но об этом подробнее в следующий раз.