Образование
#статьи

Где учителям жить и работать хорошо? Обзор условий в разных странах

Поразительно, но даже в экономически благополучных государствах, за очень редким исключением, учительский труд недооценён.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

О собственных «болях» российским школьным учителям хорошо известно: высокая нагрузка (в том числе чисто бумажная и другая работа, которая отнимает время от преподавания), низкие зарплаты, ограниченные карьерные перспективы. А как обстоят дела в других странах? Разбираемся по данным международной статистики и зарубежных СМИ.

Из этой статьи вы узнаете:


Какая у учителей в разных странах рабочая нагрузка

Нормативная учебная нагрузка учителей, по информации из базы данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляет от 500 до 1000 учебных часов в год в зависимости от страны. Общее рабочее время — от 1200 до 1800 часов в год. Разброс достаточно велик, но с учётом того, что число учебных дней в году везде тоже разное, в среднем получается по четыре часа занятий в день.

Нормативная нагрузка учителей в 2020 году

СтранаУчебные и рабочие часы в год в начальной школеУчебные и рабочие часы в год в средней школеУчебные и рабочие часы в год в старшей школе
Колумбия950 и 1720836 и 1720836 и 1720
Эстония592 и 1540609 и 1540574 и 1540
Япония750 и 1728609 и 1728507 и 1728
Польша611 и 1448489 и 1448483 и 1448
Турция744 и 1576521 и 1576521 и 1576
Великобритания (данные только по Шотландии)855 и 1365855 и 1365855 и 1365
США (только учебная нагрузка)1004966966
В среднем по ОЭСР784 и 1543711 и 1557684 и 1559

Источник данных: ОЭСР

Но это всего лишь нормативы, к тому же обобщённые по странам. К таким общим оценкам с сомнением относятся даже авторы, которые включают их в статистические сборники.

Например, в последнем всемирном докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования указано, что в странах, которые сообщают о низкой годовой нагрузке учителей (так, данные по Израилю говорят всего о 1200 рабочих часах в год), скорее всего, не учитывают основную массу задач, не связанных непосредственно с преподаванием. И раз эта работа не идёт в официальную статистику, вероятно, компенсации за неё тоже нет.

На самом деле учителя практически везде страдают от чрезмерных нагрузок. В США, по опросу 2023 года, педагоги работают в среднем 53 часа в неделю — больше, чем работники других сфер. В Великобритании учителя работают в среднем на 4,5 часа больше предписанного нормативами времени. Очень высокая нагрузка у учителей в Японии — сообщается, что в 2023 году многие работают по 11 часов каждый день. Примерно у трети недельная нагрузка составила более 60 часов (при недельной норме 38 часов 45 минут).

Причём в Японии для педагогов установлен официальный лимит переработок (да-да, там смирились с тем, что от переработок никуда не деться, но попытались их хотя бы ограничить). В месяц должно накапливаться не более 45 сверхнормативных часов. По факту же учителя нередко набирают по 95 часов переработок в месяц — то есть вместо положенных 160–170 рабочих часов в месяц у них выходит около 260.

Это означает работу практически без выходных. И действительно, японские учителя свои воскресенья часто проводят в школе — например, организуют внеклассные мероприятия и следят за порядком на них. Перегрузки предсказуемо ведут к выгоранию, в том числе к крайнему: около 1% педагогов раз в год берут отпуск из-за проблем с ментальным здоровьем.

Кстати, в Японии, по данным на 2021 год, среднее число учеников в классе было одним из самых больших среди стран с высоким уровнем доходов — 32 человека. А меньше всего учеников в классе в Финляндии — в среднем 19.

Источник данных: ОЭСР, НИУ ВШЭ
Инфографика: Skillbox Media

В среднем же по всем странам, входящим в ОЭСР, этот показатель составляет 23 человека на класс.

С чем связаны высокие нагрузки

Высокая нагрузка — чаще всего следствие дефицита кадров. Во многих странах мира квалифицированных педагогов недостаточно, и чтобы школы функционировали и учебные программы выполнялись, каждому приходится работать за двоих-троих.

Труднее всего ситуация, по данным ЮНЕСКО на 2022 год, в Африке южнее Сахары и в Южной Азии: там 90% средних школ испытывают серьёзный дефицит учителей, а на каждого педагога начальной школы приходится 55 учеников (это не размер класса, а общее соотношение). Для сравнения: в среднем по миру на одного учителя начальной школы приходится 26 учеников, а в европейских странах и в Северной Америке — 15.

Кадр: фильм «Общество мёртвых поэтов» / Touchstone Pictures / Silver Screen Partners IV

В обеспеченных странах, где, казалось бы, не должно быть никаких проблем с обучением учителей, а детей рождается гораздо меньше, тоже есть дефицит педагогов. В Европе количество незаполненных вакансий в 2022-м оценивали в десятки тысяч: учителей не хватало в Нидерландах, во Франции, в Литве, в Великобритании. В том же году 90% австралийских руководителей школ заявили о нехватке педагогов, а в США, по некоторым подсчётам, не хватало около 28 тысяч учителей.

По оценке экспертов из США, трудности с заполнением вакансий в школах усугубила пандемия — теперь педагоги, как и представители других профессий, всё чаще ищут более удобную удалённую работу. Возможно, это справедливо и для других стран, где дистанционная занятость тоже высоко распространилась. Дело ещё и в том, что практически везде другая соответствующая квалификации педагога работа оплачивается лучше, чем школьная.

Сколько учителя зарабатывают в разных странах мира

Конечно, в зависимости от страны у учителей совершенно разные уровни дохода. К тому же известны, как правило, данные о средней зарплате по стране, а это всё равно что средняя температура по больнице. Поэтому в России новости о средней зарплате учителей вызывают обычно улыбку у тех, кто получает существенно меньше или, наоборот, существенно больше этой суммы. Кстати, по данным Росстата, средняя зарплата учителя государственной школы в 2023 году по России составляет 51 772 рубля.

Однако сравнение между собой средних данных по разным странам всё-таки позволяет получить общее представление о том, насколько по-разному там оценивается труд представителей одной и той же профессии.

Например, в США средняя зарплата школьных учителей — около 5400 долларов в месяц (это более 530 тысяч рублей по курсу ЦБ РФ на начало октября), в Японии — 3000 (295 тысяч рублей), а в Таджикистане — около 100 долларов (менее 10 тысяч рублей).

В европейских странах тоже большой разброс зарплат. Так, в Венгрии в 2021 году стартовая зарплата учителя за год составила 13,5 тысячи евро (около 116 тысяч рублей в месяц), в Испании, Нидерландах и Австрии превысила 30 тысяч (259 тысяч рублей в месяц), а в Германии — и 50 тысяч (432 тысячи рублей в месяц).

А вот что касается уровня жизни учителей, то здесь, конечно, важны данные не столько о зарплатах, сколько об их покупательной способности и соотнесении со стоимостью жизни в конкретной стране (нам средняя зарплата учителей в США кажется заоблачной, но там педагоги тоже жалуются, что едва сводят концы с концами).

Если сравнить учительские зарплаты по покупательной способности (такие данные ЮНЕСКО опубликовала в 2022 году), получится, что в Западной Европе и Северной Америке в год педагоги зарабатывают в два-три раза больше, чем в странах Восточной Европы и Латинской Америки. Самыми обеспеченными оказались педагоги Швейцарии и Люксембурга.

А чтобы определить, насколько адекватно оценивают учительский труд, зарплаты педагогов сопоставляют со средними зарплатами работников, имеющих аналогичный уровень образования. Согласитесь, трудно говорить о престиже профессии, если учителям платят меньше, чем обычным клеркам. Но, к сожалению, даже в благополучных странах такая ситуация — не редкость. Данные ЮНЕСКО показывают, что более чем в половине стран мира — в среднем в шести из каждых десяти стран — у учителей зарплаты меньше, чем у других специалистов с аналогичным уровнем образования.

А вот в бедных странах с низким уровнем доходов населения ситуация, как правило, иная: там зарплата учителя выглядит вполне достойно на общем фоне. Например, в Либерии учителям, по официальной статистике, платят почти втрое выше, чем другим специалистам с профессиональным образованием. В целом заметна тенденция: чем выше средние заработки в стране, тем менее выгодна педагогическая профессия. Впрочем, из этого правила есть исключения как в одну, так и в другую сторону. Например, в обеспеченном Сингапуре доход у учителей выше, чем у других специалистов с аналогичным уровнем образования. А в одной из беднейших стран мира Сьерра-Леоне педагогам недоплачивают.

Источник данных: ЮНЕСКО. Расчёты проведены по средним доходам за год
Инфографика: Skillbox Media

То есть во многих странах педагогическая профессия даёт её представителям меньшую материальную отдачу, чем другие интеллектуальные профессии, хотя и учиться для неё приходится столько же, и лёгкой по нагрузке её не назовёшь. Это, кстати, объясняет, почему во всём мире школам больше всего не хватает преподавателей математики и естественных наук. Авторы доклада по мониторингу образования, выпущенного ЮНЕСКО в этом году, отмечают, что для таких направлений разрыв в уровне зарплат в школах и в других секторах ещё выше, чем в среднем по рынку. Ведь людям с подготовкой в технических и естественных науках, а также в математике несложно найти работу в тех секторах экономики, где им готовы платить гораздо больше.

Кроме того, как правило, зарплаты учителей растут медленно, не поспевая за инфляцией. Например, доходы учителей Англии в реальном выражении в 2021 году оказались на 11% ниже, чем в были десять лет назад. По данным ОЭСР, в большинстве входящих в организацию стран с 2015 по 2021 год зарплаты учителей росли медленнее чем на 1% в год. В некоторых странах с учётом инфляции в последние годы доходы учителей заметно упали: максимально — в Греции (с 2010 года — более чем на 30%) и Коста-Рике (с 2015-го — на 19–40% на разных уровнях школьного образования).

Какие у учителей возможности для карьеры и повышения дохода

Низкие зарплаты педагогов повсеместно ведут к бедности и большой усталости из-за необходимости брать ради заработка дополнительную нагрузку или подрабатывать вне школы. Согласно опросу британских учителей, проведённому весной 2023-го национальным профсоюзом работников образования, 34% педагогов в возрасте до 29 лет экономили на еде, чтобы свести концы с концами, а около 20% подрабатывали.

Конечно, нельзя сказать, что все учителя зарабатывают мало: практически во всех странах существует разрыв между минимальной и максимальной зарплатами педагогов. Например, в среднем по странам ОЭСР начальная зарплата учителя старшей школы составляет 38 тысяч долларов в год (примерно 3,7 млн рублей), а при максимально возможной квалификации — более 51 тысячи (5 млн).

Однако на то, чтобы добраться для максимального на своём уровне образования размера зарплаты, у педагогов уходят десятилетия. Например, во Франции доход учителя дорастает до максимального в среднем за 35 лет.

Это не всеобщее правило: в Шотландии, Дании, Новой Зеландии, Австралии молодой учитель может менее чем за десять лет выйти на максимальный уровень дохода. Но судя по данным ОЭСР, всё-таки ситуация, когда относительно высокую зарплату учитель может получать лишь при очень высоком стаже, более типичная.

На руководящие позиции в школах, которые оплачиваются, конечно, лучше, учителям выйти тоже непросто, особенно женщинам. Причём такая несправедливая ситуация даже в тех странах, где женщин-учителей много. По данным ЮНЕСКО на 2019 год, так дело обстоит, например, в Японии, Южной Корее и Турции. В этих странах в средних школах женщины составляют около половины учителей, но среди директоров школ их менее 20% в Корее и менее 10% в Японии и Турции.

И наконец, во многих странах учителя не могут рассчитывать на полноценную карьеру в образовании, потому что работают по срочному контракту. Наём на таких условиях — лазейка, которая позволяет администрациям школы закрыть вакансии сотрудниками без требуемой квалификации. Учителя на контрактах — нештатные сотрудники, поэтому они не имеют никаких социальных гарантий.

В ряде африканских стран — Нигере, Чаде, Буркина-Фасо — по 60–80% педагогов работают на таких условиях. В более обеспеченных странах такая практика тоже распространяется. Так, в Италии в 2021 году каждый шестой учитель работал по краткосрочному контракту.

Ещё одним способом решить кадровую проблему при невозможности поднять зарплаты служит наём студентов педагогических вузов, которые ещё не получили необходимую квалификацию. Такую меру планируют задействовать в Таджикистане.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

В последнем статистическом отчёте ОЭСР об образовании эксперты организации отметили, что низкая зарплата снижает привлекательность педагогической профессии. Конечно, можно исходить из того, что эта профессия всегда была из числа благородных — то есть из тех, что привлекают людей не заработками, а возможностью принести пользу и заниматься любимым делом. Но в реальном, а не идеальном мире для молодых людей, которые в принципе хотели бы преподавать и имеют соответствующие способности, перспектива всю жизнь провести в бедности — весомый аргумент для выбора иного карьерного пути.

Насколько привлекательна профессия учителя

Сами педагоги оценивают престиж и востребованность своей профессии невысоко. По данным международного опроса учителей TALIS 2018 (проводится в странах ОЭСР и некоторых партнёрах организации), только 26% учителей согласились с утверждением, что в обществе ценится их труд. Более половины учителей считают так лишь в нескольких странах, например, во Вьетнаме (там в этом уверены более 90%), в Сингапуре, Объединённых Арабских Эмиратах и Финляндии.

Но вот парадокс: хотя свою профессию посчитали ценящейся в обществе менее половины учителей, более половины при этом отметили, что они удовлетворены текущими условиями работы (так ответили 80%) и профессией в целом (60%).

В другом международном опросе учителей получились в целом похожие результаты. Его провели в 2021 году, и в нём участвовали около 8000 педагогов из Франции, Бельгии, Канады (но только из Квебека), Марокко, Гамбии (небольшое государство в Западной Африке) и Мексики. И во всех странах, кроме Гамбии, большинство респондентов не согласились с утверждением, что педагогическая работа ценится в обществе. Из числа французских педагогов, например, с этим оказались совершенно не согласны 79%. А вот к утверждению о том, что плюсы учительской работы учителем компенсируют минусы, учителя соглашались чаще. Но опять же — в более обеспеченных Франции, Бельгии, Квебеке большинство с этим не согласились.

Однако респонденты во всех странах положительно оценили уровень автономии в своей работе, а также отношения с администрацией школы, учениками и их родителями. Примерно половина в целом оказались удовлетворены своей работой и снова выбрали бы эту профессию.

Но в то же время большинство учителей (от 70% во Франции до 89% в Гамбии) отметили, что за последний год им случалось быть жертвой насилия на рабочем месте, причём во многих случаях оно исходило от учеников или их родителей. В небольшом опросе учителей США в 2023-м также 36% сообщили, что опасаются перепалок с недовольными родителями учеников и физического насилия с их стороны.

Особенно далеко, судя по всему, конфликты с учениками и их родителями в этом году зашли в Южной Корее. За несколько месяцев произошли самоубийства трёх молодых педагогов, и общественное мнение связало эти трагедии с их конфликтами с родителями учеников. В начале учебного года школьные учителя провели масштабные акции в память погибших. В результате там приняли закон о новых полномочиях педагогов. Согласно ему учителей, к примеру, не будут наказывать, если в критической ситуации им придётся выставить ученика из класса, даже физически воздействуя на него.

Фото: DGLimages / Shutterstock

В других странах мира учителя вместе с учениками находятся в опасности из-за вооружённых конфликтов на этнической или религиозной почве. По данным института статистики ЮНЕСКО, с 2013 по 2021 год объектом вооружённых атак чаще всего становились школы в Мьянме, Демократической Республике Конго, Афганистане, Палестине, Мали, Буркина-Фасо. Причём нередко учителей ставит под удар именно профессия, например когда экстремисты атакуют школы, где обучают девочек.

К чему ведут рабочие проблемы учителей

Результаты международных опросов, в которых учителя, несмотря ни на что, выражают удовлетворённость работой, могут навести на мысль, что в целом профессия в порядке. Ну да, нагрузка большая — но для роли педагога это естественно. Зарплаты низкие — так в школы работать не за деньгами идут. И как бы ни была тяжела эта работа, из года в год находятся желающие посвятить ей жизнь.

На самом деле снижение привлекательности педагогической профессии уже приводит к некоторым неблагоприятным для образования последствиям. Например, в ряде стран, где действуют сильные профсоюзы работников образования, учителя и преподаватели регулярно устраивают забастовки, что приводит к закрытию школ.

Особенно в последние годы этим отличается Великобритания. Осенью 2022-го массовыми стали забастовки учителей в Шотландии, и к весне 2023-го им удалось добиться повышения зарплат на 12,3%. Параллельно в феврале и апреле-мае всеобщие забастовки объявляли учителя Англии — по некоторым оценкам, они затронули большинство школ страны и привели к их временному закрытию.

Английским учителям в итоге повысили зарплаты на 6,5% и установили, что стартовый заработок составит не менее 30 тысяч фунтов в год (около 3,6 млн рублей по курсу ЦБ РФ в сентябре, то есть 300 000 рублей в месяц). Впрочем, закрыть учительские вакансии к началу осеннего семестра в британских школах это всё равно не помогло.

Всеобщую забастовку провели в мае-июне 2023-го и работники среднего образования Румынии. В ней участвовали около 150 тысяч учителей и ещё 70 тысяч других сотрудников школ. Из-за крупнейшего за последние 18 лет трудового конфликта пришлось закрывать школы. В результате в стране приняли закон, по которому зарплату учителей с 1 июня 2023-го подняли на 25%, и ещё на 50% должны увеличить с 1 января 2024-го. Кроме того, начальная зарплата учителя должна сравняться со средней по стране.

В конце сентября забастовку объявили учителя Литвы: они тоже жалуются на зарплаты ниже средней по стране, а также на переполненные классы и высокую нагрузку из-за нехватки педагогов. Акцией протеста начали школьный год учителя Польши и Португалии. В августе протесты учителей проходили в Австралии, в феврале — в Израиле.

Забастовки успешны не везде, а в некоторых странах учителям бастовать и вовсе запрещено законом, профсоюзы тоже бывают под запретом. Там, где шансов изменить ситуацию мало, снижается приток молодёжи в профессию и происходит старение кадров. Например, в США с 2012-го по 2020-й годы почти на 100 тысяч человек снизилось число поступающих на программы подготовки учителей. Доля тех, кто их успешно оканчивает, тоже падает.

В таблице ниже собраны данные ОЭСР по возрастному составу учителей всех школьных ступеней в ряде стран Западной и Восточной Европы, Северной и Латинской Америки, Азии. В большинстве государств он относительно сбалансирован. Но уже выделяется Италия: даже притом, что информация о ней неполная, распределение там сильно смещено к старшим возрастам. Учителей моложе 30 лет там всего 2%. В Польше — 5%. Для сравнения: в России, по данным отчёта Минпросвещения, на 2022/2023 год численность учителей до 30 лет составила 14,6%.

Распределение учителей по возрастам, %

Моложе 30От 30 до 44От 45 до 59Старше 60
Чили14532310
Финляндия1139428
Франция1041445
Италия2225117
Корея1450342
Польша539506
Турция1658251
Великобритания2447263
США1440379
Бразилия1149364

Учтены данные по педагогам начальных, средних и старших школ. По тем странам, где сумма значений не равна 100%, неизвестен возраст части учителей

Источник данных: ОЭСР

И наконец, не все учителя готовы посвятить всю жизнь профессии — многие уже не собираются работать в школах до пенсии. В исследовании TALIS в 2018 году 25% всех опрошенных сообщили, что хотят уйти из профессии в течение ближайших пяти лет. По данным исследования компании McKinsey, около трети американских учителей думают о том, чтобы бросить работу, а фактический отток (по разным причинам, в том числе и просто из-за выхода на пенсию) каждый год составляет 8%. В австралийском опросе 2022-го около 30% респондентов планировали уйти из профессии в течение пяти лет, а молодых специалистов им на смену приходит всё меньше: как недавно стало известно, обучение оканчивают только 50% студентов педагогических направлений. В среднем по миру для средней школы отток учителей ежегодно составляет, по данным ЮНЕСКО, 5%.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована