Фронтальный опрос в классе: как сделать так, чтобы увидеть «лес рук»
Рассказываем про исследование немецких учёных, которые искали способ «расшевелить» на опросе даже застенчивых молчунов.
Фото: Jovanmandic / iStock / Getty Images Plus
Занятия в классе трудно представить без устных фронтальных опросов — это когда учитель задаёт вопрос всем присутствующим, и те, кто готов на него ответить, тянут руку. Но отвечают обычно одни и те же — самые активные. Остальные либо не успевают сообразить и быстро сформулировать ответ, либо стесняются поднять руку и высказаться при всех.
Это не значит, что фронтальные опросы вообще бесполезны. Они позволяют учителю быстро за один раз опросить многих учеников, составить общую картину понимания или непонимания темы детьми и дать обратную связь (похвалить или исправить ошибки). Но как «расшевелить» молчунов и тоже вовлечь их в процесс?
Исследователи из Эрфуртского университета в Германии Лукас Мандельзее и Сюзанн Юрковски предположили, что помочь этому могла бы особая стратегия под названием «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте». Стратегия эта, как поясняют авторы исследования, далеко не новая, её польза изучается как минимум с 1980-х годов. Её суть в том, что школьники могут быстро обсудить свои варианты ответа с соседом по парте перед тем, как поднимать руку и отвечать учителю.
В качестве теоретического обоснования для этой стратегии Мандельзее и Юрковски ссылаются даже на труды Льва Выготского, который утверждал, что совместная работа с другими активизирует учащихся, поскольку они испытывают чувства групповой сплочённости, социальной принадлежности, компетентности и автономии.
Чтобы проверить, поможет ли предварительное обсуждение ответа в парах увеличить общую активность во время опроса и вовлечь даже застенчивых детей, исследователи провели эксперимент и описали результаты в научной статье. Кратко пересказываем основные выводы.
В чём суть стратегии «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте»
Эта стратегия предполагает, что после того, как учитель озвучил вопрос, ученики проходят три этапа:
- сначала каждый думает над ответом индивидуально;
- потом все объединяются в пары (обычно с соседями по парте) и делятся друг с другом своими вариантами ответа, обсуждают их;
- после этого ребята уже при всех озвучивают свои идеи, проверенные во время обсуждения в паре.
Всё это — быстро, минуты за три.
Парное обсуждение, как предположили исследователи, не только менее стрессовое, чем озвучивание своей версии ответа при всём классе, это ещё и способ проверить у соседа свою версию ответа, а заодно узнать его вариант. То есть благодаря обсуждению в паре можно развить свою идею или откорректировать её и обрести больше уверенности в ней, прежде чем высказывать публично.
Мандельзее и Юрковски исходили из того, что даже способным ученикам поднимать руку во время опроса могут мешать застенчивость и ситуационная тревожность, связанная с неуверенностью в себе. При этом ряд исследований, на которые они ссылаются (например, это), показывает, что в среднем с момента, когда учитель задал классу вопрос, до того, как он пригласил к ответу первого поднявшего руку ученика, проходит всего от одной до двух с половиной секунд. Конечно, пары секунд слишком мало для того, чтобы все в классе могли сосредоточиться и настроиться на ответ, а мнительные и стеснительные — ещё и собраться с духом.
Но если дать чуть больше времени на обдумывание и включить этап обсуждений своих вариантов ответа в парах, то, возможно, больше ребят решатся поднять руки для публичного ответа, чем без этого этапа, предположили исследователи. Вероятно, даже застенчивых это мотивирует отвечать почаще.
Как исследователи проверяли пользу стратегии
Мандельзее и Юрковски провели эксперименты с участием 481 девятиклассника из 16 классов немецких средних школ. Окончательная выборка состояла из 393 участников, которые предоставили все необходимые для исследования данные. Во время эксперимента они находились в своих обычных классах, но их рассадили парами случайным образом.
Чтобы убедиться в том, что стратегия «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» действительно помогает, её эффект решили сравнить с двумя другими стратегиями. В первой нужно было сразу поднимать руку и отвечать на заданный вопрос (точнее, давалось десять секунд на то, чтобы сообразить ответ и поднять руку). То есть это был обычный вариант фронтального опроса.
Во второй стратегии (она называлась «Думайте — Отвечайте») давалась минута на обдумывание, а потом — десять секунд на то, чтобы вызваться отвечать, то есть поднять руку.
В стратегии «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте» появлялся дополнительный этап работы в паре: на обдумывание тоже давалась минута, затем в течение двух минут надо было обсудить свои варианты в паре, а потом у ребят тоже было десять секунд на то, чтобы поднять руку.
Что представлял собой эксперимент
Перед началом эксперимента подростки заполнили анкеты, вопросы которой в том числе должны были определить уровень их застенчивости (по специальной, ранее разработанной методике).
Ребятам сказали, что они будут проходить коммуникативный тренинг по теме «Проблема всемирного голода», и объяснили его смысл и правила. Суть задания состояла в следующем. Учитель показывал школьникам карточки с двумя словами (например, «стихийные бедствия» и «войны») и предлагал подумать, как эти явления могут быть связаны с голодом во всём мире. Всего было три раунда, и в каждом из них ребятам показывали карточки с разными словами, но порядок ответов в каждом раунде был свой:
- В одном раунде учитель сразу после демонстрации карточек со словами задавал вопрос, и у школьников было десять секунд на то, чтобы поднять руку (обычная стратегия «Отвечайте сразу»).
- В другом раунде ребятам после того, как им показали две карточки со словами, давалась минута на размышление о связи этих явлений с голодом. По истечении этого времени учитель задавал вопрос и тоже давал десять секунд на то, чтобы поднять руку (стратегия «Думайте — Отвечайте»).
- Ещё в одном раунде тоже давалась минута на размышление после того, как ребята увидели две карточки со словами, затем в течение двух минут они обсуждали свои идеи с соседом по парте, потом учитель задавал вопрос, и в течение десять секунд желающие могли поднять руку (стратегия «Думайте — Обсуждайте в парах — Отвечайте»).
Звучавший от учителя вопрос во всех трёх раундах фактически просто служил сигналом того, что пора отвечать, а сама суть задания ребятам и так была ясна из карточек со словами и правил, которые им объяснили в начале тренинга. В тему всемирного голода их предварительно тоже погрузили.
В каждом из трёх раундов после того, как в установленный десятисекундный срок те, кто хотел, подняли руки, учитель просил всех ребят пройти короткий опросник — о состоянии тревоги и мотивах, по которым они подняли или не подняли руки. Количество поднятых рук подсчитывал присутствовавший в классе ассистент.
Разные типы стратегий распределили между раундами равномерно.
Ещё в эксперименте учли средние баллы участников, симпатию к соседу по парте и учителю, климат в классе — чтобы потом проверить результаты с учётом этих факторов.
Что показал эксперимент о пользе стратегии парного обсуждения
Оказалось, что стратегия обсуждения в парах в 1,7 раза увеличила количество поднятий рук по сравнению как с обычной стратегией, так и со стратегией, в которой просто давалась минута на обдумывание, но не было парного обсуждения. Эти результаты оставались стабильными независимо от таких переменных, как средний балл ученика и его отношение к учителю.
В чём польза парных обсуждений
Получается, что стратегия, в которой просто давалась минута на размышление, но без последующего обсуждения в парах, ничем не лучше обычной стратегии, когда надо было сразу дать ответ, не имея даже минуты на обдумывание. То есть к лучшему результату приводил именно фактор парного обсуждения, иными словами — сотрудничества. По мнению учёных, всё дело в том, что такое обсуждение придаёт уверенности в своей версии ответа и снимает ситуационную тревожность (нет страха «А вдруг я скажу полную чушь, и все будут надо мной смеяться?»). В коротких опросниках ребята подтвердили, что в раундах с парным обсуждением у них был более низкий уровень тревожности.
Интересно, что самый высокий уровень тревожности проявился не в стратегии «Отвечайте сразу», а в стратегии «Думайте — Отвечайте», в которой у ребят была минута на обдумывание, но не было парного обсуждения. Получается, что дополнительное по сравнению с типичной стратегией «Отвечайте сразу» время на обдумывание нагнетало тревогу, а вот снять её не получалось, потому что не было парного обсуждения. С чем же связана эта «лишняя» тревога? Исследователи считают, что школьники среагировали примерно так: «Раз учитель даёт дополнительное время на обдумывание, значит, ждёт от нас более сложных ответов». Это тоже приводило к страху неудачи.
Помогло ли парное обсуждение застенчивым
Учёные также рассмотрели отдельно результаты застенчивых участников эксперимента. Такие ребята тоже поднимали руку при стратегии с парным обсуждением чаще, чем в других стратегиях. Правда, не настолько часто, как ожидали исследователи. Но даже если после обсуждения с соседом стеснительные ребята не поднимали руку, стадия обсуждения сама по себе приносила им пользу, ведь благодаря ей они получали возможность поделиться своими идеями хотя бы с кем-то, а значит, в любом случае общались больше, чем при других стратегиях.
Ещё учёные предположили, что застенчивые ребята могут получать больше пользы от обсуждения в парах, если им дать возможность выбирать себе партнёра. Но это предположение пока не подтверждено экспериментально.
Исследователи заодно убедились в причинах, по которым застенчивые ребята обычно не хотят поднимать руку. В этом эксперименте застенчивые чаще других признавались, что не уверены в своём ответе и не хотят быть в центре внимания. То есть такие ребята очень озабочены тем, как выглядят в глазах одноклассников, боятся показаться глупыми и оказаться в неловком положении. Поэтому, подчеркнули исследователи, учителям важно помогать своим застенчивым ученикам уменьшать это социальное давление.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!