Формирующее оценивание: что оно собой представляет
Разберёмся, что это за техника и как она поможет тем, кто учится и учит.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Елена Овакимян
Аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, автор подкаста «Перемена для учителя».
Что такое формирующее оценивание?
Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Преподаватель или учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение.
Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки — рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.
Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?
Отметка сама по себе неинформативна. Допустим, ребёнок делает 30 ошибок в диктанте и получает двойку. Он усердно занимается и через месяц допускает уже десять ошибок — личный прогресс у него значительный, а двойка остаётся. Эта отметка не отразит его развития в освоении программы и демотивирует.
Это не значит, что отметочная система в принципе никуда не годится. Просто она больше относится к итоговому оцениванию — то есть говорит не о процессе, а о некоем результате. Частью формирующего оценивания она тоже может быть, одно другому не противоречит. Всегда можно выставить баллы за выполненное задание, а потом из них сформировать итоговую оценку.
Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?
Формирующее оценивание подходит и для детей, и для взрослых учащихся. Техники оценивания для разных возрастных категорий не особо различаются. Но чем раньше такие практики внедряют, тем лучше.
Правда, с детьми на первых порах могут быть сложности, ведь такое оценивание потребует и от учеников определённых навыков — например, анализа своих действий, умения формулировать вопросы. Это хоть и очень полезные, но сложные когнитивные умения, зато при систематическом использовании результаты появятся довольно быстро.
В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?
В России вполне активно используют практики формирующего оценивания в образовательных учреждениях разных ступеней. А выглядят они по-разному, в зависимости от того, какие техники использует конкретный учитель или преподаватель. Выбирает он их, отталкиваясь от содержания, целей и задач урока, возраста учеников и так далее.
Приведём в пример простую технику «3-2-1», которая направлена на развитие рефлексии. В конце занятия учащихся просят написать три новых факта, которые они узнали, два самых интересных им факта и один вывод или один вопрос, который у них остался. Из этих ответов педагог может почерпнуть немало полезного: например, обнаружить, что на действительно важную информацию из новой темы никто не обратил внимание, а значит, на следующем занятии стоит сделать на этом акцент, или увидеть, что многим остался непонятным важный вопрос.
Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?
От педагогов и преподавателей формирующая система оценивания требует, во-первых, навыков, а во-вторых — действительно, временных ресурсов. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное. То есть для конкретных заданий, модулей, тем и так далее приходится создавать некие критерии оценивания — образовательные результаты, которых достигает ученик. Они могут быть разных уровней — например, начального, продвинутого и высокого. Именно формулирование критериев часто вызывает трудности, на это уходит немало времени.
А что сложного в критериальном оценивании?
Результат (критерий), который мы закладываем, должен быть конкретным, наблюдаемым, измеримым. А ещё он должен быть заранее известен и понятен ученикам, чтобы им было проще воспринимать обратную связь, понимать, на каком уровне они находятся и что сделать, чтобы выйти на следующий.
С формулировкой критериев сложности возникают в силу того, что мы привыкли мыслить абстрактно. Предположим, учитель разрабатывает критерии оценивания стихотворения наизусть. Один из них такой: «ученик почувствовал красоту русской природы». Но оценить это объективно невозможно, как невозможно объективно оценить знание, понимание, чувствование. А вот находить в стихотворении художественные образы, фразеологизмы или другие инструменты художественного выражения — это уже конкретика, это можно измерить, и за такой результат педагог может отвечать, а учащийся может к нему стремиться.
Высший пилотаж — когда критерии разрабатывают совместно с учениками. Такие примеры тоже известны, но это сложная работа, и к ней должны быть подготовлены все участники процесса.
То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?
Попробовать вполне можно. Есть масса несложных в использовании техник формирующего оценивания, которые принесут значительную пользу здесь и сейчас. Один из таких примеров мы приводили выше.
Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?
Это не утопия, это вполне реально. Более того — необходимо показывать педагогам, какие возможности для этого существуют. Для этого не нужно перекраивать всю систему образования, достаточно начинать постепенно — с техник, которые не требуют длительного времени для подготовки. Главное — подходить к этому осознанно, ведь формирующее оценивание направлено на использование информации, которую преподаватель получает от учеников.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!