Образование
#статьи

Формирующее оценивание: что оно собой представляет

Разберёмся, что это за техника и как она поможет тем, кто учится и учит.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Елена Овакимян

Аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, автор подкаста «Перемена для учителя».

Что такое формирующее оценивание?

Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Преподаватель или учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение.

Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки — рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.

Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?

Отметка сама по себе неинформативна. Допустим, ребёнок делает 30 ошибок в диктанте и получает двойку. Он усердно занимается и через месяц допускает уже десять ошибок — личный прогресс у него значительный, а двойка остаётся. Эта отметка не отразит его развития в освоении программы и демотивирует.

Это не значит, что отметочная система в принципе никуда не годится. Просто она больше относится к итоговому оцениванию — то есть говорит не о процессе, а о некоем результате. Частью формирующего оценивания она тоже может быть, одно другому не противоречит. Всегда можно выставить баллы за выполненное задание, а потом из них сформировать итоговую оценку.

Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?

Формирующее оценивание подходит и для детей, и для взрослых учащихся. Техники оценивания для разных возрастных категорий не особо различаются. Но чем раньше такие практики внедряют, тем лучше.

Правда, с детьми на первых порах могут быть сложности, ведь такое оценивание потребует и от учеников определённых навыков — например, анализа своих действий, умения формулировать вопросы. Это хоть и очень полезные, но сложные когнитивные умения, зато при систематическом использовании результаты появятся довольно быстро.

В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?

В России вполне активно используют практики формирующего оценивания в образовательных учреждениях разных ступеней. А выглядят они по-разному, в зависимости от того, какие техники использует конкретный учитель или преподаватель. Выбирает он их, отталкиваясь от содержания, целей и задач урока, возраста учеников и так далее.

Приведём в пример простую технику «3-2-1», которая направлена на развитие рефлексии. В конце занятия учащихся просят написать три новых факта, которые они узнали, два самых интересных им факта и один вывод или один вопрос, который у них остался. Из этих ответов педагог может почерпнуть немало полезного: например, обнаружить, что на действительно важную информацию из новой темы никто не обратил внимание, а значит, на следующем занятии стоит сделать на этом акцент, или увидеть, что многим остался непонятным важный вопрос.

Фото: Kuz Production / Shutterstock

Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?

От педагогов и преподавателей формирующая система оценивания требует, во-первых, навыков, а во-вторых — действительно, временных ресурсов. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное. То есть для конкретных заданий, модулей, тем и так далее приходится создавать некие критерии оценивания — образовательные результаты, которых достигает ученик. Они могут быть разных уровней — например, начального, продвинутого и высокого. Именно формулирование критериев часто вызывает трудности, на это уходит немало времени.

А что сложного в критериальном оценивании?

Результат (критерий), который мы закладываем, должен быть конкретным, наблюдаемым, измеримым. А ещё он должен быть заранее известен и понятен ученикам, чтобы им было проще воспринимать обратную связь, понимать, на каком уровне они находятся и что сделать, чтобы выйти на следующий.

С формулировкой критериев сложности возникают в силу того, что мы привыкли мыслить абстрактно. Предположим, учитель разрабатывает критерии оценивания стихотворения наизусть. Один из них такой: «ученик почувствовал красоту русской природы». Но оценить это объективно невозможно, как невозможно объективно оценить знание, понимание, чувствование. А вот находить в стихотворении художественные образы, фразеологизмы или другие инструменты художественного выражения — это уже конкретика, это можно измерить, и за такой результат педагог может отвечать, а учащийся может к нему стремиться.

Высший пилотаж — когда критерии разрабатывают совместно с учениками. Такие примеры тоже известны, но это сложная работа, и к ней должны быть подготовлены все участники процесса.

То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?

Попробовать вполне можно. Есть масса несложных в использовании техник формирующего оценивания, которые принесут значительную пользу здесь и сейчас. Один из таких примеров мы приводили выше.

Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?

Это не утопия, это вполне реально. Более того — необходимо показывать педагогам, какие возможности для этого существуют. Для этого не нужно перекраивать всю систему образования, достаточно начинать постепенно — с техник, которые не требуют длительного времени для подготовки. Главное — подходить к этому осознанно, ведь формирующее оценивание направлено на использование информации, которую преподаватель получает от учеников.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована