Формальное, неформальное и информальное образование: в чём разница
Разбираемся, какие бывают виды образовательной деятельности.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Сфера образования очень обширна, и, конечно, есть много способов её классифицировать. Вариант, который объединяет все уровни и форматы, — образовательная триада. Это разделение на формальное, неформальное и информальное образование.
Базовые на сегодняшний день определения этих трёх видов образовательной деятельности даны в Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО в 2011 году.
В России образование подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное, а также профессиональное обучение (ст. 10 федерального закона «Об образовании в РФ»). Дополнительное, в свою очередь, бывает общеразвивающее, предпрофессиональное и профессиональное (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Профессиональное же обучение не относится к уровням образования, но направлено на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами, а также на получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение квалификационных разрядов, классов, категорий без изменения уровня образования.
По российскому законодательству есть ещё отдельное понятие — просветительская деятельность, которая очень похожа на дополнительное образование, но таковым не считается, потому что у неё нет образовательной программы. Но, как поясняют юристы, не всегда можно уверенно сказать: вот этот курс лекций, этот вебинар, мастер-класс или тренинг точно считается программой дополнительного образования, а вот этот — точно нет (и поэтому можно считать его просветительской деятельностью). Тут нет чёткой грани.
Попробуем разобраться, как всё это соотносится с понятием формального, неформального и информального образования.
Что такое формальное образование
Формальное образование — это программы разных уровней от общего до высшего, которые предоставляются государственными учебными учреждениями (или частными, но признанными государством и действующими на строго регламентированной основе).
Обучение на них направлено на достижение определённой квалификации, а по окончании выдаётся документ об образовании. Как правило, только эти квалификации дают учащемуся право перейти на следующий уровень (например, без школьного аттестата не поступишь в вуз) или работать по полученной профессии (без медицинского или педагогического диплома невозможно устроиться работать врачом или учителем).
В основном формальное образование — предварительное, то есть люди получают его до полноценного выхода на рынок труда. Соответственно, в России к системе формального образования точно относятся курс средней школы, а также среднее профессиональное и высшее образование.
Неформальное образование
Неформальное образование — очень широкая категория, в которую попадают все альтернативные или дополнительные по отношению к системе формального образования курсы, тренинги и программы. Их тоже планируют и проводят специализированные организации, но в результате обучения выпускник обычно не приобретает квалификации, которая позволила бы переходить на следующий уровень образования. Не всегда результаты неформального образования признаются и при приёме на работу. Тем не менее это важнейшая часть образовательной сферы.
Следует подчеркнуть, что неформальное не означает незаконное. Дополнительное образование в России является частью системы образования, согласно статье 10 федерального закона «Об образовании в РФ». Кроме того, на осуществление любой образовательной деятельности требуется лицензия. А к образовательной деятельности, как было указано выше, относится всё, что имеет образовательную программу.
В России в категорию неформального образования можно включить программы дополнительного образования, корпоративное обучение, различные тренинги и мастер-классы, онлайн-курсы.
Информальное образование
Информальное обучение отличается прежде всего меньшей организованностью и структурированностью. Его планирует не специализированная образовательная организация на основе государственных стандартов, а сам человек, семья или другое сообщество. Это обучение на рабочем месте, дома, в повседневной жизни, самообразование. Результаты информального образования не выражаются в документах или квалификациях.
При этом в классификации ЮНЕСКО информальное образование отделяют от случайного и несистемного обучения, когда новые знания становятся просто побочным продуктом общения, чтения, просмотра фильмов и другой повседневной деятельности без образовательной цели.
В исследованиях обычно любую деятельность, результатом которой становится освоение новых знаний и навыков, специалисты называют информальным образованием или самообразованием. Например, в статистическом сборнике «Индикаторы образования» к нему относят самостоятельное обучение с помощью книг и журналов, аудио- и видеоматериалов, интернета, при посещении выставок и театров, а также под руководством родственников, друзей, коллег.
В России к этой категории, скорее всего, можно отнести просветительскую деятельность.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!