Образование
#новости

Финляндия пересматривает цифровизацию школьного образования

Школы возвращаются к традиционным учебникам: оказалось, что, если дети занимаются с электронными, они часто отвлекаются.

Некоторые финские школы начали возвращаться к традиционным учебникам после нескольких лет использования исключительно цифровых устройств в классах. Так, например, случилось в городе Рийхимяки, который расположен в 70 километрах от Хельсинки. Об этом сообщает агентство Reuters.

Отказ от цифры

С 2018 года в средних школах Рийхимяки перестали использовать большинство классических учебников. Вернуться к бумажным учебникам решили после того, как родители и педагоги забеспокоились из-за отвлекающих факторов, которые возникают при использовании цифровых устройств.

Проблема в том, что большинство учеников старались выполнить упражнения максимально быстро, чтобы перейти в других вкладках к играм и общению в социальных сетях. При приближении педагога они просто снова переключали вкладки в браузере и возвращались к заданию. С этим в Финляндии связывают даже падение результатов страны в международном исследовании PISA-2022 — они снизились более чем на 20 баллов в тестах, изучающих уровень читательской и математической грамотности (в 2006 году Финляндия была на вершине рейтинга PISA, весь мир обсуждал феноменальный успех этой страны в росте качества образования, но потом результаты стали снижаться).

Поэтому в Рийхимяки школы отказываются от ноутбуков на занятиях. Корреспонденты агентства пообщались с учениками, и школьники подтвердили, что теперь, с возвращением к бумажным учебникам, они отвлекаются реже. Пока это практика отдельных учебных заведений, но на национальном уровне в Финляндии также рассматривают возможность ограничить экранное время школьников: в частности, правительство страны готовит законопроект о запрете смартфонов и других личных гаджетов в школах.

Финляндия — не первая скандинавская страна, которая пересматривает цифровизацию образования. В 2023 году шведское правительство объявило, что направит 685 миллионов крон (по курсу ЦБ на 18 сентября это более 5,93 миллиарда рублей) на закупку книг для школ, чтобы препятствовать снижению читательских навыков детей. Ещё по 500 миллионов крон будет тратиться ежегодно в 2024 и 2025 годах на обеспечение школ учебниками (почти 4,3 миллиарда рублей).

Проблема не в экранах?

Однако, в отличие от властей, которые встречают поддержку от консервативно настроенной общественности, критику цифровизации в школах поддерживают даже не все представители книжной отрасли. Так, в рассылке Boktugg, посвящённой книжной индустрии Швеции, на прошлой неделе раскритиковали усиливающееся давление против мобильных телефонов и других цифровых устройств в школах. Нужно подумать, как упаковать качественный контент таким образом, чтобы он был интересен школьникам, считают издатели.

«Проблема школы не в экранах. Дело в том, что вам не удаётся увлечь учеников так, как раньше. Конечно, лет пятьдесят-шестьдесят назад, ещё до интернета и неограниченного количества видео, это было сделать гораздо проще. Добиться успеха можно и сегодня, но не теми же методами», — считают в Boktugg.

В Норвегии, где тоже распространяется критика цифровых технологий в образовании, за разнообразие образовательного контента выступают исследователи и педагоги из Университета Осло. Они отмечают, что занятия с использованием цифровой среды и не должны представлять собой просто работу с гаджетом: как и обычные уроки, они должны включать и самостоятельную, и групповую работу, знакомство с разными источниками информации и самопроверку.

Ранее и в ЮНЕСКО выступили за то, чтобы пересмотреть подходы к цифровизации образования. И хотя в организации признают наличие некоторых преимуществ цифры, там тоже видят в ней и множество недостатков.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована