Образование
#новости

«Это похоже на выбор машины»: представители университетов рассказали, как выбрать вуз

А ещё они подробно описали разные организационные модели, которые применяют в их учебных заведениях.

Эти темы обсудили 12 мая на круглом столе, который прошёл в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Представители нескольких университетов рассказали о разных организационных моделях, которые там применяют. Эту информацию абитуриентам так же полезно учитывать при выборе конкретного вуза, как и сведения о конкретных образовательных программах. Кроме того, эксперты дали несколько советов на тему того, на что стоит опираться при выборе конкретного учебного заведения.

Талант, нагрузка и способность перестроиться

Проректор по научной работе Московского физико-технического института Виталий Баган отметил, что модель Физтеха сформулировал нобелевский лауреат Пётр Капица. Она включила в себя три принципа. Первый — отбор самых талантливых ребят, показавших склонности к определённым направлениям.

Так, в МФТИ одним из мероприятий для отбора всегда было собеседование, и оно до сих пор помогает достичь обозначенной цели: у ребят, которые не победили в олимпиаде или не получили по 100 баллов на ЕГЭ по трём предметам, остаётся шанс поступить по итогам собеседования. Вуз принимает в таком порядке около 80 человек в год. Причём платить за учёбу им не нужно, они получают специальные гранты, предусмотренные для талантливых студентов.

Второй пункт — фундаментальная подготовка. По словам Багана, первые два года студенты МФТИ часто называют себя научным спецназом, потому что учёба проходит пять дней в неделю с девяти утра до восьми вечера, а на домашние задания остаются только выходные. Третья важная составляющая модели — практика, которая начинается на третьем и четвёртом курсах. Тогда же идёт и погружение в работу предприятий и научных институтов.

Представитель университета добавил, что вуз не нацелен на подготовку айтишников, которые обладают чисто прикладными навыками. Он даёт фундаментальную базу, которая в будущем позволит, например, при смене моды на тот или иной язык программирования гибко перестроиться.

Расширение фундаментальной подготовки

Первый проректор Национального исследовательского университета ИТМО Дарья Козлова согласилась с тем, что университетское образование ценно фундаментальной подготовкой, которая позволяет выпускникам быть устойчивыми при всех изменениях окружающего мира. Тем не менее в ИТМО считают, что эта подготовка должна быть расширена: к тем знаниям, которые не устаревают — физика, математика и так далее, — там добавляют блоки «Предпринимательская культура», «Цифровая культура», «Критическое мышление» и «Креативные технологии».

В этом ядре расширенной фундаментальности вуз видит уникальность своего бакалавриата и возможность для ребят быстро ориентироваться в жизни.

«Задача университета — помогать студентам и выпускникам выходить из университета готовыми к внешней турбулентности. И, по сути, готовыми развиваться, творить и создавать новое в условиях постоянных изменений, работать на очень высоких скоростях. Что отличает выпускника Университета ИТМО? Нулевое время адаптации к рабочему месту. Мы ставим себе задачу выпускать не джунов, а ребят в позиции middle или выше», — пояснила Дарья Козлова.

Представительница ИТМО также отметила, что сейчас у работодателей нет времени доучивать выпускников вузов на рабочих местах. Поэтому вузовские программы сразу связаны с конкретными проектами, для которых фактически и набирают студентов. Поэтому образовательные программы строятся вокруг продуктового мышления, важного для работы.

В то же время, по её словам, студенты могут и сами предложить собственный проект и собрать команду, получив ресурсную поддержку вуза. То есть можно выбрать — идти в исследовательский либо инженерный проект из числа тех, что предлагают компании-партнёры, или создать свой, причём за время учёбы эти три роли можно менять, чтобы понять, что ближе.

Фокус на опыте

Первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета Даниил Сандлер рассказал, что во главу угла в этом вузе ставят опыт. Не только образовательный, но также профессиональный и лидерский, поскольку одного образовательного пространства студенту недостаточно — ему нужно помимо него одновременно находиться в профессиональном и демографическом пространствах. Предполагается, что вуз несёт ответственность за тех, кто выбрал его как минимум на четыре следующих года.

Что касается лидерства, то уже с первого курса студенты тоже задействованы в реальных проектах. В университете считают, что они предпочтительнее чисто учебных проектов не только потому, что лучше развивают профессионализм, но и за счёт того, что компании-партнёры вкладывают в них свои ресурсы.

Индивидуальные образовательные траектории

Руководитель программы развития Тюменского государственного университета Таисья Погодаева рассказала, что в 2017 году в вузе решили наделить студентов возможностью самостоятельно определять, кем они хотят быть и какой образовательный маршрут им нужен. Гипотеза была очень простая: если учащийся начинает сам принимать решения относительно своего образовательного пути, то во время учёбы у него формируются навыки самостоятельности и ответственности, а также умение делать выбор и планировать своё будущее — словом, тренируется полезная рефлексия.

В результате введения такого подхода в ТюмГУ меньше ребят стали бросать учёбу и чаще менять направления подготовки. И если раньше в основном меняли на что-то близкое к первоначальному направлению, то сейчас многие хотят кардинальных изменений.

Как выбрать свой университет из всего многообразия

Дарья Козлова считает, что университет — это прежде всего среда единомышленников, и нужно найти себе среду по душе. Поэтому абитуриенту стоит изучить побольше информации об интересующих университетах и атмосфере в них. Не только посмотреть официальные страницы в соцсетях, но и почитать про них на форумах, где отвечают учащиеся студенты, а в идеале — побывать в самих вузах.

«Потому что попадая внутрь, в инфраструктуру, в социум, и погружаясь эмоционально в университет, уже даже на уровне ощущений можно понять, твоё это место или нет», — подытожила она.

Виталий Баган продолжил эту идею. Он считает, что нужно максимально опробовать имеющиеся предложения. Например, существует множество курсов на площадках вузов. Это возможность погрузиться в среду, пообщаться со студентами, посмотреть на общежитие. По его мнению, главное, чтобы это был осознанный выбор, и нет правильного ответа на вопрос о том, какой университет самый лучший.

«Выбор университета — он в чём-то похож на выбор машины. Вы же не говорите: „Мне нужна машина с таким-то количеством дверей, с люком, которая до сотни разгоняется“. Вы приходите и пробуете, вы смотрите на эту машину, удобно вам в ней [или] неудобно, вы спрашиваете у владельцев конкретных машин, а как она в эксплуатации», — резюмировал эксперт.

Даниил Сандлер же рекомендовал помнить о профессиональной траектории. Обычно погружение в профессиональную среду начинается уже через два-три года после поступления. Поэтому абитуриенту стоит обратить внимание на то, с каким сектором экономики и какими предприятиями сотрудничает конкретный вуз как с партнёрами.

Таисья Погодаева считает, что к выбору университета нужно относиться как к проекту: поставить задачи на годы учёбы, определить, какие ресурсы для этого есть, и в результате оценить, какие есть точки соприкосновения между желаниями и возможностями.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована