Эксперты ВШЭ предложили изменить систему формирования зарплаты педагогов
Предполагается, что существующую модель следует заменить более гибкой формой стимулирования.
: lukasz dro / shutterstock
Специалисты Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ подготовили доклад под названием «Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему?».
В нём они отметили, что пандемия внесла значительные изменения в работу учителей, сделав её более сложной и интенсивной. Поэтому педагогам следует повысить зарплату.
Какая модель подходит лучше всего
Наиболее удачной эксперты считают модель интегрированного оклада. Предполагается, что во внимание должны приниматься сложность и интенсивность работы.
«Сложившиеся системы оплаты труда — на фоне своего разнообразия — продемонстрировали непрозрачность, отсутствие гибкости, неспособность быстро учесть вызовы пандемии. Школы оказались заложниками выполнения обязательств по отработке именно количества часов, а столь необходимые в период пандемии новые форматы взаимодействия с родителями и учениками — например, консультирование — использовались сверх оплачиваемой нагрузки учителя и стали причиной перегрузки как учеников, так и учителей», — объяснили авторы доклада.
Что конкретно предлагают
Во-первых, эксперты выдвинули идею, что можно установить базовый оклад на первом квалификационном уровне не ниже 70% от средней зарплаты.
Помимо этого, в «Вышке» считают, что учителям должны доплачивать за работу в условиях, которые отличаются от нормальных. Это закреплено законодательством: такими условиями считаются работа в ночное время, выходные и праздники, а также вредная для здоровья обстановка.
Однако авторы напоминают, что организации могут сами регулировать выплату компенсаций, основываясь на оценке реальных условий труда. Эксперты предлагают ввести прибавки за дополнительные обязанности, сложность работы и её интенсивность.
Другая идея состоит в том, чтобы выплачивать компенсационную часть на необходимое оборудование, а также на оплату коммуникационных сервисов, интернета и услуг связи. Очевидно, причиной этому послужил опыт, полученный в период дистанта, когда учителям приходилось покрывать все эти расходы самостоятельно.
Ещё в докладе предлагают установить стимулирующие выплаты за качественное выполнение обязанностей педагогами, а также создать систему индивидуальных сертификатов для оплаты персональной программы профессионального развития.
На сколько процентов должны вырасти зарплаты
Авторы подчёркивают, что действующие на сегодняшний день прибавки размером в 10% и 20% для первой и высшей категории соответственно не создают достаточной мотивации для профессионального развития. Поэтому они предлагают следующий сценарий — повышение оклада на каждом квалификационном уровне либо на 20%, либо 30%. Приведённые исследования доказали, что прибавку меньшего объёма работники просто не считают достаточно значимой, чтобы выполнять новые для них задачи.
Так, коэффициенты обеспечат педагогу с тремя категориями (учитель высшей категории, учитель-наставник, учитель-методист) при первом сценарии зарплату размером чуть выше 67 тысяч рублей, а при втором — больше 83 тысяч.
Эксперты считают, что при первом варианте, предполагающем прибавку 20% на каждом уровне, увеличение расходов посильно для бюджетов всех российских регионов. Однако при втором, который предполагает прибавку в 30%, уже понадобятся дополнительные субсидии из федерального бюджета для тех субъектов, которые не смогут вложить в это столько денег.
Ссылаясь на несколько исследований ВШЭ, авторы новой работы отметили, что повышение качества работы наблюдается в тех образовательных организациях, где есть:
- понимание задач развития учреждения и их увязка с показателями эффективности;
- открытость в показателях и процедурах, обращение внимания на мнение коллектива;
- контроль за соответствием заявленных результатов и возможность апелляции для работников.
Ранее в «Вышке» провели исследование, касающееся нагрузки на школьников. Выяснилось, что абсолютное большинство детей почти постоянно испытывает усталость. В связи с этим вуз предложил несколько вариантов решения это проблемы. Среди них — переход к модели 12-летнего школьного образования.
Кстати, так уже поступило множество стран — в их числе США, Канада и некоторые государства Европы и Азии. А кое-где — например, в Гаити и Новой Зеландии — школьники и вовсе учатся 13 лет. Так что увеличение продолжительности обучения в школе можно считать оправданной мерой.