Ранее исследование агентства Smart Ranking показало, что прибыль российского EdTech-рынка в первом квартале 2022 года впервые упала по сравнению с предыдущим кварталом. Теперь специалисты поделились с РБК наблюдениями по поводу происходящего и прогнозами о том, что будет дальше.
Если говорить о рынке в целом, то директор «Актион Университета» Илья Курмышев назвал три сферы, с которыми связаны наиболее серьёзные сложности: снижение покупательской способности, резкая перестройка маркетинговых каналов и событийные «шоки», когда клиенты просто замораживают расходы или определённую деятельность.
Что происходит в сфере дополнительного профобразования
Если ранее многие ожидали, что рынок упадёт ещё сильнее, то теперь прогнозы не такие пессимистичные. Например, генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирёва считает, что сегмент дополнительного профобразования (ДПО) не упадёт ниже уровня прошлого года.
«Спрос на получение digital-профессий будет расти, этому способствует и утечка IT-кадров из России, и повышение уровня безработицы, — пояснила она. — Закладываем рост не менее 20% к прошлому году. Пока что очень осторожно подходим к прогнозу продаж на второй квартал. Изначально мы рассчитывали, что рост будет не слишком большой, но уже в апреле увидели, что динамика рынка гораздо лучше, чем ожидалось».
Как полагает ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов, большая выручка связана с госпрограммами по обучению специалистов и переходом на отечественный софт.
«Мы прогнозируем спрос на услуги по переводу электронного контента, сделанного на иностранном ПО, на альтернативные решения, спрос на сервисы по переработке электронного контента, а также необходимость перевода систем дистанционного обучения на российские облачные решения», — отметил он.
Кроме того, участники сегмента говорят, что спрос на различные цифровые навыки остаётся высоким, хотя пользователи и явно стараются минимизировать траты.
«Люди сейчас выбирают максимально доступное обучение и такое, которое даст результат в короткие сроки, — рассказывает Николай Вяххи, СЕО ООО „Цифровые образовательные решения“, проекта Stepik. — Всё, что непосредственно не помогает получить стабильную или лучшую работу, отодвигается на второй план».
Что насчёт детского образования
Направление допобразования детей скорее стабильно. Так, в компании Maximum Education выяснили, что, хотя и ожидается подорожание таких услуг, только 17% родителей собираются экономить на допобразовании для детей.
Однако заметны и определённые трудности. Их назвал генеральный директор «Фоксфорда» Андрей Сизов.
«Основная проблема сектора — снижение платёжеспособного спроса. Вторая проблема — пересборка медиамикса, так как многие рекламные каналы стали недоступны. Затем — небольшой пока отток IT-специалистов из команды ввиду отъезда из страны и невозможности продолжать работу удалённо», — сказал он.
Как дела с направлением обучения софт-скиллам
Что касается гибких навыков, то здесь всё куда печальнее, чем в других сегментах: эксперты считают, что уже случившееся падение на 15% — ещё не предел. Главная проблема — смена каналов для привлечения аудитории.
Так, по мнению основателя PuzzleBrain.ru Артёма Захарова, в 2022 году падение сегмента составит не менее 30%.
Вероятно, здесь также работает идея, будто пользователи выбирают только то, что непосредственно поможет им сменить работу или получить повышение. А прокачка отдельных софт-скиллов не всегда может это гарантировать.
Что будет дальше
Поскольку из-за блокировки зарубежных площадок продвижения компаниям пришлось полностью пересмотреть стратегии привлечения аудитории и перейти на отечественные площадки, там заметно выросла конкуренция за внимание пользователей. А это повлекло за собой рост затрат на продвижение, объяснила директор «ИнтернетУрока» по маркетингу и коммуникациям Ольга Перлина.
Говоря вообще о конкуренции на российском рынке, представители разных компаний разошлись в прогнозах. С одной стороны, число клиентов уменьшается, а борьба за них усиливается. Но с другой — участников рынка тоже может стать меньше, и благодаря этому конкуренция может снизиться.
«Те, кто был хоть как-то подготовлен к ситуации и имел запас прочности, выживут, а остальным, скорее всего, придётся искать разные варианты: от ухода с рынка до слияния с более крупными игроками», — считает генеральный директор Центра образовательных технологий Advance Александр Згода.
К тому же здесь тоже многое зависит от направления обучения. Так, если рынок курсов личностного развития, по прогнозам экспертов, уменьшится, то рынок IT-обучения будет только расти благодаря поддержке правительством IT-отрасли, считает исполнительный директор «Зерокодера» Кирилл Пшинник.
Кроме того, в дальнейшем за господдержку в сфере дополнительного обучения будут бороться и вузы. Поэтому, скорее всего, коммерческие образовательные организации постараются сотрудничать с ними.
Какие ещё есть прогнозы
Текущее положение и перспективы развития российского EdTech-рынка обсуждали также на ММСО-2022.
Например, генеральный директор EdTech-акселератора ED2 и директор EdTech-направления фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина рассказала тогда, что после 24 февраля трафик в соцсетях компаний снизился на 50%, а число новых регистраций — на 40%. Продажи были в большинстве своём повторными. Причём сегмент IT-профессий, от которого всегда зависел рост компаний, показал наибольший спад. Однако ещё тогда Царевская-Дякина была уверена, что это направление «отыграется».
Валентина Куренкова, директор по работе с государственными органами власти, заместитель генерального директора компании «Нетология», тоже отметила на ММСО, что дефицит IT-кадров по-прежнему остаётся, а это влечёт спрос на обучение IT-профессиям. Куренкова тогда констатировала, что после проседания продаж в марте ситуация выровнялась и пришла к значениям, которые были до кризиса.
Наталья Царевская-Дякина также выделила нишу онлайн-репетиторства и подготовки к ГИА как практически не пострадавшую.