Образование
#новости

Эксперты проанализировали основные барьеры для получения высшего образования

Прежде всего это некоторые особенности семей, в которых воспитываются абитуриенты.

Одной из тем 17-го выпуска информационного бюллетеня Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования» стали барьеры на пути к высшему образованию. Объектом исследования выступили студенты российских вузов, обучающиеся очно.

В части анализа барьеров на пути к получению высшего образования выводы сделаны на основе данных, полученных от 17 735 студентов бакалавриата и специалитета из разных регионов страны. Они представляют разные типы университетов — ведущие, опорные и прочие.

Достаток семьи

Эксперты заметили, что студенты из богатых семей зачастую получали более высокие баллы по итогам ЕГЭ, чем респонденты из семей с меньшим достатком. В целом это неудивительно, поскольку обеспеченные родители могут позволить себе оплачивать как учёбу в частной школе, так и помощь репетиторов.

Кроме того, в топовых вузах гораздо больше представлены выходцы из семей с наиболее высоким уровнем дохода, чем представители других групп. Проще говоря, абитуриенты из богатых семей чаще поступают в селективные университеты, имеющие особый статус. Таким образом небольшой достаток семьи может стать препятствием на пути к получению престижного диплома.

А ещё эксперты заключили, что институт высшего образования может усугублять социальное неравенство за счёт дифференциации самих вузов.

Образование родителей

Авторы бюллетеня проанализировали, как уровень образования матерей и отцов влияет на результаты ЕГЭ их детей. Выяснилось, что выпускники школ из семей, где у матерей есть высшее образование, лучше сдают экзамены по сравнению с ребятами, чьи мамы не имеют диплома, или теми, кто воспитывается без матери.

Получается, что образование мам может быть важным фактором, который влияет на академическую успешность. А значит, оно может косвенно влиять на доступность высшего образования.

Более половины студентов — участников исследования воспитывались в семьях, в которых у матери имеется оконченное высшее образование. При этом большинство таких учащихся являются студентами ведущих вузов. Таким образом, у детей из семей, в которых у мамы есть высшее образование, больше шансов попасть в наиболее селективные учебные заведения.

Аналогичные выводы специалисты сделали и насчёт влияния уровня образования отцов. Дети мужчин, окончивших вуз, обычно имеют более высокие баллы ЕГЭ по сравнению с учащимися, чьи папы не получали высшее образование, или теми, кто воспитывался в семье без отца.

Говоря о представленности студентов в вузах, стоит отметить, что ситуация аналогична предыдущей: отцы примерно половины тех, кто обучается в наиболее селективных вузах, имеют оконченное высшее образование.

Получается, что уровень образования родителей может рассматриваться как один из факторов образовательного неравенства. Возможно, родители с высшим образованием, понимая его ценность, настаивают на получении такого образования ребёнком и склонны делать для этого всё возможное.

Уровень школы

Наличие разных видов школ также может быть барьером для получения высшего образования. Прежде всего речь об учебных заведениях с особым статусом: гимназии, лицеи, а также школы и классы со специализацией и углубленным изучением отдельных предметов.

Обучение в таких учреждениях зачастую даёт определённые преимущества своим выпускникам. Например, более высокие стандарты преподавания в них могут повышать успеваемость учеников и их результаты ЕГЭ. А сотрудничество таких образовательных организаций с вузами позволяет абитуриентам более осознанно подойти к выбору университета.

По данным Высшей школы экономики, выпускники школ с особым статусом показывают наиболее высокую результативность по итогам ЕГЭ. За счёт этого они более конкурентоспособны при поступлении, чем ребята, учившиеся в общеобразовательных организациях и классах без специализации.

Это подтверждается тем, что в топовых университетах учится больше выпускников гимназий, лицеев и классов со специализацией, чем тех, кто окончил обычные школы.

Кстати, в одном из предыдущих выпусков мониторинга сотрудники Высшей школы экономики тоже заключили, что будущая образовательная траектория школьников может зависеть от доходов родителей. Например, 35% респондентов признались, что их дети не пойдут в вуз из-за недостатка денег у семьи.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована