Речь об этом идёт в 24-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования».
Зачем знать, насколько студенты вовлечены в учёбу
Авторы отметили, что уровень вовлечённости в учебный процесс коррелирует с успеваемостью и с тем, насколько студенты довольны обучением. А академические результаты и степень удовлетворённости образованием часто выступают показателями качества работы университетов. Таким образом, вузам полезно знать, какова вовлечённость у их студентов.
Учебные заведения могут проводить самодиагностику, измеряя этот показатель. Кроме того, он может быть полезен при обмене опытом по совершенствованию работы вузов. И для исследовательских целей тоже. При этом специалисты не рекомендуют собирать данные о вовлечённости в целях контроля работы, а также для принятия решений о финансировании, мотивации или санкциях. Причина проста: в таком случае, скорее всего, данные постараются фальсифицировать.
А если проводить масштабные опросы российских студентов без привязки к вузам, то удастся зафиксировать проблемные моменты, присущие системе высшего образования в целом. Исследователи подчёркивают, что это было бы особенно эффективно в сочетании с измерением знаний и навыков учащихся.
Как стимулировать вовлечённость
Поскольку данные об этом показателе могут помочь улучшить образовательный процесс, возникает закономерный вопрос: как повысить студенческую вовлечённость?
Так как при изучении влияния вовлечённости на учёбу как таковую используются конкретные параметры (например, успеваемость, удовлетворённость и дисциплина), то в них заложены ответы о том, какие сферы образовательного процесса «проседают».
Проще говоря, если студенты менее вовлечены в определённый вид деятельности, например онлайн-занятия, это значит, что надо попытаться изменить именно его.
Например, известно, что своевременная обратная связь важна для образовательных результатов. Однако опрос студентов показал, что они недостаточно вовлечены в непосредственную коммуникацию с преподавателями. То есть учащиеся редко задают вопросы по содержанию курсов и обращаются к педагогам за помощью при возникновении трудностей. Значит, чтобы это исправить, нужно:
- обсудить эту ситуацию с преподавателями и постараться выяснить, по каким причинам учащиеся не желают обращаться к ним. Затем стимулировать педагогов к коммуникации со студентами, а также поработать с представлениями преподавателей об учебном процессе и результатах обучения и (или) скорректировать их условия труда;
- изменить формат курсов, уменьшив долю лекций и увеличив долю таких занятий, которые предполагают коммуникацию педагогов и учащихся;
- поработать с представлениями и ожиданиями студентов. Если причина отсутствия коммуникации с преподавателями в пассивности студентов, то нужно понять, что ей способствует — отсутствие интереса, непонимание полезности курса или то, что педагоги держат слишком большую дистанцию.
В этом же выпуске бюллетеня авторы подробно изложили, как и на какие сферы учебного процесса влияет студенческая вовлечённость.