Образование
#новости

Эксперт рассказал, что меняется в школах в 2023/2024 учебном году

Если в двух словах, то всё унифицируется и стандартизируется. А есть ли теперь место творчеству в работе учителя? Эксперт полагает, что есть.

Платформа «Учи.ру» провела ежегодную онлайн-конференцию «Августовка — 2023». В рамках конференции руководитель образовательной программы 5–11 классов школы «Олимп-Плюс» Алексей Банев рассказал, что изменится в школах с 1 сентября (здесь можно посмотреть запись).

Унифицированная федеральная образовательная программа

Спикер напомнил, что для учащихся 1–11-х классов вводятся унифицированные образовательные программы — их называют золотым стандартом. Раньше обязательно было ориентироваться только на ФГОС. Ещё была примерная основная образовательная программа (ПООП), но она не имела обязательного характера. А теперь, помимо ФГОС, обязательной для всех школ становится федеральная образовательная программа (ФОП):

Исключить что-то, предусмотренное в ФОП, нельзя, но можно её расширить с учетом, например, географических и культурных традиций.

Раньше учитель или школа сами разрабатывали на основе ФГОС рабочую учебную программу. Теперь же по некоторым предметам нужно применять готовые программы:

  • в начальной школе — по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру;
  • в основной и средней школе — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Как пояснил Алексей Банев, что-либо менять в этих программах — например, передвигать изучение темы из одного класса в другой в зависимости от своих методических подходов и готовности учеников воспринимать учебный материал, — учителям и школе теперь нельзя.

Зато начинающим педагогам стало проще — им раньше сложно было составлять программу, а теперь есть большой методический помощник. Ученикам же унифицированные программы могут быть удобны тем, что в случае перевода в другую школу, даже в другом регионе, ребёнок будет заниматься по той же программе, что и раньше (меньше стресса). Для родителей, по мнению спикера, плюс в том, что они чётко будут понимать, по каким программам учат их детей.

Учебные планы в 10-11-х классах

«За последние годы мы в старшей школе привыкли к движению в сторону индивидуализации программы для учеников», — отметил Алексей Банев и пояснил, что было восемь обязательных для всех старшеклассников предметов и десять — по выбору на профильном или базовом уровнях. Из предметов, которые ученики могли выбирать на профильном уровне, получалось до 45 вариантов разных учебных планов.

Теперь вернули то же количество обязательных предметов, что было в предыдущие годы, — 13. И в федеральном учебном плане прописано 19 вариантов профильного обучения (то есть возможных комбинаций получается меньше, чем раньше).

Конечно, те профильные программы, которые выберет для применения у себя школа, могут не всегда совпадать с пожеланиями учеников. Но Алексей Банев напомнил, что это решается через индивидуальные учебные планы — они по-прежнему возможны.

Ещё одна прозвучавшая идея: грамотно сочетая по обязательным предметам очные уроки с дистанционными онлайн-курсами, можно высвободить больше времени для профильных предметов по выбору.

Учебный график

С введением ФОП на каждом уровне образования фактически начинает действовать единый федеральный календарный учебный график. Общее правило: школьный учебный год состоит из 34 учебных недель, начало — 1 сентября, окончание — 26 мая (раньше в разных регионах и школах занятия могли завершаться в разное время).

Если раньше в законодательстве была фраза о том, что учебный график может разрабатываться с учётом разных подходов (по четвертям, триместрам, биместрам, модулям и так далее), то теперь есть основной вариант — по четвертям, и он детально расписан в ФОП, со всеми периодами каникул и учёбы, и есть небольшой абзац про то, что возможно обучение по триместрам. То есть иных вариантов больше быть не может.

Перечни учебников

Раньше можно было выбирать из учебников разных авторов, теперь у всех будет один вариант. Недавно министр просвещения Сергей Кравцов сообщил на совещании работников образования и науки, что все учебники будут подготовлены до конца 2025 года, а полный переход на новые учебники планируется осуществить в ближайшие пять лет.

Алексей Банев прокомментировал унификацию учебников на примере математики: если раньше у учителей математики могли быть споры, когда изучать простые, а когда десятичные дроби, то теперь эти споры фактически будут закончены.

Внеурочная деятельность

В перечнях внеурочной деятельности, которую должны вести в школах, появилась деятельность по развитию личности и по формированию функциональной грамотности. А для старшей школы (10-11-х классов) для разных профилей прописаны возможные варианты стажировок и профессиональных проб.

Где же окно возможностей, если всё унифицируется?

С одной стороны, то, что учителям нет необходимости разрабатывать что-то уникальное, упрощает им жизнь. С другой стороны, творчески настроенных учителей стандартизация явно ограничивает. В связи с этим Алексей Банев напомнил, что академическая свобода учителя в выборе форм, методов и технологий обучения сохраняется. По его мнению, за счёт сужения свободы в выборе содержания обучения (чему учить) произойдёт расширение свободы в выборе форм обучения (как учить). Кроме того, вероятно, будет расширяться практика внедрения индивидуальных маршрутов в основной школе — индивидуальных учебных планов. Внеурочные учебные курсы тоже могут стать педагогической отдушиной.

Эксперт также высказал мнение, что поскольку всё так стандартизировано с точки зрения содержания учебных программ, то учителя и школы больше внимания смогут уделять развитию софт-скиллов и селф-скиллов школьников.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована