Образование
#новости

До половины студентов российских вузов списывают на экзаменах и прибегают к плагиату

Главный фактор распространённости этого явления — терпимое отношение преподавателей и самих студентов.

gorodenkoff /​ shutterstock

Научный сотрудник Института образования Высшей школы экономики Евгения Шмелёва посвятила академическому мошенничеству среди студентов российских вузов несколько проектов, а недавно защитила кандидатскую диссертацию по этой теме. В фокусе исследования — списывание на экзаменах и плагиат в письменных работах.

По данным зарубежных исследований, такая банальная и на первый взгляд не слишком опасная нечестность в учёбе имеет целый ряд вредных последствий:

  • снижает стимулы к добросовестности в обучении;
  • подрывает доверие к системе высшего образования в обществе в целом и на рынке труда;
  • сокращает экономическую отдачу от инвестиций в образование;
  • приводит к последующей нечестности выпускников вузов на работе.

Работа Евгении Шмелёвой основана на данных нескольких крупных опросов студентов и преподавателей российских вузов с 2014 по 2017 год. Среди них — Мониторинг экономики образования (99 вузов), «Траектории и опыт студентов университетов России (ТОСУР)» (9 вузов), SUPERtest (34 вуза). Это первое российское исследование академического мошенничества с такой обширной эмпирической базой. При этом часть опросов — лонгитюдные, то есть одни и те же респонденты проходили их в разные годы. Это даёт возможность выяснить, как менялось их отношение к списыванию и плагиату с течением времени.

Исследование подтвердило, что списывание и плагиат широко распространены среди российских студентов. В среднем от четверти до половины учащихся указывали в опросах, что используют такие нечестные практики. В некоторых вузах показатели ещё выше. Например, 84% студентов ведущих вузов из проекта ТОСУР использовали чужие идеи или фрагменты текстов в своих письменных работах без ссылок на источники.

При этом и преподаватели, и студенты терпимо относятся к таким практикам. Большинство студентов убеждены, что преподаватель ограничится мягким наказанием, если заметит списывание на экзамене или зачёте: сделает устное замечание или снизит оценку. Результаты опросов преподавателей совпадают с этими данными — действительно, более половины выбирают такие меры.

К плагиату в учебных работах преподаватели относятся, на первый взгляд, строже: 65% опрошенных в Мониторинге экономики образования ответили, что поставят за списанную работу неудовлетворительную оценку и заставят её переделать. Но на самом деле такая мера — второй шанс для студента, который сдал работу с плагиатом. Перспектива такого наказания не останавливает учащихся от того, чтобы принести преподавателю списанную курсовую. Ведь если плагиат выявят, работу можно будет переделать.

Лонгитюдные данные показывают, что по мере обучения студенты становятся более терпимыми к списыванию и плагиату. Причём доля тех, кто изначально относился к таким практикам отрицательно, а потом изменил мнение, заметнее всего растёт в группе самых подготовленных — тех, кто поступил в вуз с высокими баллами ЕГЭ по математике.

По мнению Евгении Шмелёвой, это означает, что даже самых мотивированных студентов обстановка в вузах не стимулирует учиться добросовестно. По данным исследования, главный фактор, который меняет отношение студентов, — их наблюдения за остальными. Студенты, которые считают практики академического мошенничества распространёнными среди однокурсников, и сами более склонны списывать.

Автор исследования отмечает, что бороться с академическим мошенничеством можно, повышая его издержки. Если убедить студентов, что наказание неотвратимо, они будут списывать реже. Но суровые наказания не могут быть единственным методом: чем больше формальных требований и сложных процедур, тем выше вероятность, что преподаватели не станут сообщать о нарушениях, избегая дополнительной нагрузки.

Евгения Шмелёва рекомендует делать списывание и плагиат более трудоёмкими и невозможными, меняя формы оценки и контроля в вузах. Например, переходить к формирующему оцениванию, когда прогресс студентов отслеживается по ходу обучения, а не на одном испытании в финале, и выбирать форматы экзаменов, на которых разрешено использовать учебники и справочники.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована