Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад «Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта». Он подготовлен на основе специализированного обследования 1100 российских вузов и их филиалов, проведённого в 2023 году.
Сколько студентов учатся по программам в области ИИ
К подготовке кадров в области ИИ исследователи отнесли как образовательные программы соответствующего профиля (как правило, они относятся к областям образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» или «Математические и естественные науки»), так и другие направления подготовки с отдельными модулями по ИИ. Например, это модуль «Системы искусственного интеллекта», который планируется с 2024 года поэтапно внедрить как обязательный для студентов всех направлений. Пока только 8% выпускников 2023 года освоили такой модуль, но охват, по информации доклада, растёт: среди поступивших на обучение в вузы в 2023 году уже 20% приняты на программы, в которые включены связанные с ИИ блоки.
Профильные программы в 2023 году были у 166 вузов и филиалов, а программы с одним модулем по ИИ — в 469. Обучались по профилю ИИ 42,3 тысячи человек, или 1% от общей численности российских студентов. Но выпуск в 2023 году составил всего 3,8 тысячи человек (0,5% от общего выпуска), а приём — уже 20,7 тысячи человек (1,6% от общего приёма). То есть российские вузы в последние годы существенно нарастили количество студентов на профильных программах по ИИ-технологиям.
Однако более половины всех студентов по профилю ИИ учились в 2023 году всего в 18 вузах и филиалах из 166. Отмечается, что программы этих вузов — самые массовые по числу студентов, но в то же время наиболее селективные, то есть на них достаточно сложно поступить. В целом профильные программы по ИИ отличаются высоким средним баллом поступающих: в 2023 году на бюджетных местах он составил 75,6 (в среднем у принятых на бюджет, по данным Минобрнауки — 70,94). Это более высокий балл, чем в среднем на IT-программах.
Как программы обеспечены преподавателями и образовательными ресурсами
Как сообщается в докладе, в абсолютном большинстве обследованных вузов дисциплины по ИИ обеспечены преподавателями более чем на 90%. В тех университетах, где профильных программ по ИИ нет, на соответствующих модулях ниже доля преподавателей с учёными степенями. Исследователи считают, что в большинстве вузов ещё не вполне сформированы команды преподавателей ИИ-дисциплин, но там, где профильные программы реализуются уже несколько лет, эта задача решена.
Ключевым риском для подготовки кадров в области ИИ в докладе называют не кадровый дефицит, а недостаток необходимых цифровых ресурсов. Он наблюдается во всех вузах — и там, где есть только отдельные модули по ИИ, и даже в вузах-лидерах. В первую очередь наблюдаются проблемы по оснащённости вычислительными мощностями на базе графических ускорителей (GPU). Так, в группе из шести вузов-лидеров с наиболее массовыми и престижными программами по ИИ свою обеспеченность ядрами GPU оценили на 85%. В других университетах со значительным опытом реализации профильных программ сообщили, что у них есть примерно половина от необходимых мощностей, а там, где реализуются только отдельные ИИ-модули, — на 15%.
Большой разрыв между лидерами и большинством вузов наблюдается по обеспеченности необходимым контентом — наборами данных для машинного обучения, профессиональными библиотеками и так далее. Вузы-лидеры сообщают, что обеспечены контентом на 96%, а вузы самой массовой группы — в среднем на 37%.
Потому авторы доклада считают, что вузы, только начинающие осваивать направление ИИ, пока не имеют ресурсов для развития таких программ и условий для практико-ориентированной подготовки в рамках модулей по ИИ. Недостаток специализированной цифровой инфраструктуры может стать основным препятствием для подготовки специалистов в области ИИ.
Напомним, в 2022 году стало известно о дефиците ИИ-специалистов в России. Согласно поручениям президента, в России планируется расширять программы магистратуры и аспирантуры по ИИ в вузах-лидерах, а также внедрять модуль по ИИ в программы высшего образования и повышения квалификации.
Ранее мы сообщили об избытке выпускников в области ИИ в Китае и несоответствии их подготовки требованиями рынка труда. Там быстро открывшиеся новые программы не везде были обеспечены преподавательскими кадрами, особенно преподавателями-практиками. В результате стало заметно несоответствие навыков выпускников запросам реального рынка труда.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!