Эту тему обсудили 17 февраля на заседании комитета Госдумы по просвещению, сообщает его пресс-служба.
В мероприятии также приняли участие представители Минпросвещения, департаментов образования некоторых регионов, директора школ, а также члены ассоциации учащейся молодежи Российского союза молодёжи «Содружество».
Отмечается, что о необходимости создать единый системный подход в этом вопросе заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
В чём проблема
Дело в том, что нормативная база и единые методические рекомендации, касающиеся создания групп продлённого дня, сейчас отсутствуют. Поэтому все решения по ним принимают сами школы. Единственное, что они обязаны соблюдать, — нормы СанПиН. То есть на законодательном уровне установлены только требования к бытовым условиям. А например, вопросы, касающиеся времяпрепровождения или того, кто может работать в продлёнках (штатные педагоги или приглашённые специалисты), решают образовательные организации.
Что насчёт платы
Здесь всё тоже непросто. Существует только две чёткие нормы, которые прописаны в рекомендациях Минпросвещения:
- школы не вправе получать прибыль из оплаты за продлёнку, то есть она должна покрывать только стоимость работы педагогов, которые ведут эти группы;
- учебным заведениям разрешено снижать или вообще отменять плату за участие в группах продлённого дня.
При этом единого подхода к определению стоимости пребывания ребёнка в такой группе нет. Цена может разниться даже внутри одного региона. В целом она составляет от 600 до 10 000 рублей в месяц. Причём максимальный размер платы законодательно тоже не установлен.
Помимо этого, известно, что в больших городах, где финансовые возможности родителей выше, работа по организации продлёнки налажена гораздо лучше, чем в сельской местности. В деревнях же ведение таких групп часто становится просто дополнительной нагрузкой на учителей и держится лишь на их энтузиазме.
По данным комитета, на сегодняшний день группы продлённого дня работают только в 11,7 тысячи из 39,6 тысячи российских общеобразовательных школ (то есть 26%). Если говорить о младшеклассниках, то такие группы посещают менее 1,3 млн из почти 7,4 млн детей этого возраста (8%).
Что предлагают
В связи со всеми перечисленными трудностями в ходе заседания участники предложили следующие изменения в законодательство:
- закрепить в законе «Об образовании» полномочия Минпросвещения по утверждению порядка работы групп продлённого дня;
- предоставить регионам право дополнительного финансирования на создание таких групп;
- установить норму, согласно которой решение по созданию таких групп принимается с учётом мнения совета родителей.
Напомним, в сентябре прошлого года президент поручил Минпросвещения и региональным органам исполнительной власти до 1 июля подготовить предложения по определению модели школ полного дня. Это предполагает объединение школьных занятий с внеурочными, включая продлёнку.
До этого важность школ полного дня обсуждали на августовском заседании президиума Госсовета.
Дополнено 18.04.22
Соответствующий законопроект внесли в Госдуму.
Дополнено 30.05.22
Комитет Госдумы по просвещению рекомендовал принять в первом чтении законопроект, направленный на создание системного подхода к организации школьных групп продлённого дня.
Дополнено 06.07.22
Госдума приняла закон о единых требованиях к школьной продлёнке.
Дополнено 15.07.22
Закон подписал президент.
Дополнено 27.12.22
Вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минпросвещения до 10 марта 2023 года обобщить опыт школ в проведении досуговых и спортивных мероприятий для учеников 1–6-х классов в группах продлённого дня с учётом занятости родителей до 20:00. Кроме того, ведомство должно будет направить в регионы рекомендации касательно организации такой деятельности.