Эту тему обсудили на совещании попечительского совета Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова под председательством пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки.
Что сказали о потребностях этого направления образования
Участники мероприятия отметили, что на фоне активного развития азиатского и африканского векторов российских интересов необходимо модернизировать методологию и подходы к обучению специалистов по этим регионам.
Дмитрий Песков подчеркнул, что необходимо сделать востоковедение и африканистику востребованными и прикладными направлениями подготовки.
«Во многих вузах нашей страны открывается огромное количество отделений по востоковедению, вводятся восточные языки, но при этом наблюдается нехватка преподавателей и встаёт вопрос разработки современных прикладных методик обучения. Всё это необходимо быстро восполнять, потому что этого требует реальность. Поэтому нужно как можно быстрее вводить новые программы и дисциплины в самом институте, а также активно развивать те дисциплины, которые будут востребованы в виде платных услуг, в том числе речь идёт о редких языках», — сказал пресс-секретарь президента.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что спрос на таких специалистов уже наблюдается по всей стране, особенно на Дальнем Востоке.
«Поэтому нам нужно развивать образовательные направления африканистики и востоковедения, привлекая коллег из дружественных стран. Должна быть полноценная программа развития на пять-семь лет. Отмечу, что в этом году было выделено 200 бюджетных мест по этим направлениям магистратуры, сейчас мы планируем увеличивать места в рамках специалитета и бакалавриата», — сказал министр.
Что предполагается делать
По словам Валерия Фалькова, Минобрнауки готово принимать активное участие в составлении новых программ. Причём глава ведомства уточнил, что это нужно сделать в кратчайшие сроки. А сами методики, по его мнению, необходимо разрабатывать под заказчиков, чтобы выпускники могли сразу устраиваться на работу.
Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, в свою очередь, считает, что нужно заняться целевой подготовкой специалистов по Африке.
«Сейчас три языка основных африканских мы не изучаем — суахили, хауса, йоруба. Мы должны подумать о целевой подготовке этих базовых направлений, которые очень важны для государства», — подчеркнул он.
А директор департамента информации и печати МИД Мария Захарова уверена, что особое место в развитии направлений африканистики и востоковедения должно занять межвузовское сотрудничество. По её мнению, нужно развивать межуниверситетские языковые конкурсы, а также создавать «лаборатории соединения науки, обучения и практики, которые будут работать под заказ компаний». Таким образом, студенты смогли бы вести научно-практическую деятельность, включая участие в зарубежных стажировках.
Кроме того, главы соответствующих структур РАН и главных востоковедческих университетов обсудили стратегию развития Института стран Азии и Африки как ресурсного центра для улучшения российской учебно-методической и экспертно-аналитической базы. Рабочий вариант программы предполагается представить на рассмотрение уже в декабре.
Эксперты считают, что стоило бы создать консорциум вузов и научных центров по вопросам подготовки специалистов Азии и Африки, в том числе с региональными хабами, разработать сетевые программы и открыть курсы дополнительного профобразования по этим направлениям, а также создать единую цифровую ресурсную платформу для поддержки подготовки специалистов по Азии и Африке. Что касается содержания образования, то, кроме, собственно, языков, оно должно включать в себя политику, экономику и предпринимательство, юриспруденцию, социальное развитие, науку и технологии стран Азии и Африки.
Напомним, проблемы подготовки востоковедов недавно также обсуждали представители сферы образования на одной из сессий Восточного экономического форума.
Дополнено 12.10.22
Стало известно, что новую концепцию подготовки востоковедов планируется разработать к следующему учебному году.