Образование
#новости

Дислексия у школьников: стало известно, как именно читают такие дети

В НИУ ВШЭ провели исследование, проанализировав движения глаз.

Учёные сравнили процесс чтения у нормотипичных детей и ребят с нарушением чтения. Они обнаружили, что пятиклассники с дислексией читают как второклассники без проблем со здоровьем.

Как проходило исследование

Школьников с первого по пятый класс разделили на две группы. В одной были дети без трудностей с чтением, а в другой — ребята из группы риска (установленная дислексия была не у всех детей, большая часть находилась в группе нарушения по границам нормы для их возраста). Всего в исследовании приняли участие 144 ребёнка.

Детей распределили по результатам теста: в течение минуты они читали текст из стандартизированной методики исследования навыков чтения (СМИНЧ), после чего отвечали на десять вопросов по его содержанию.

Затем школьники читали по 30 предложений из детского подкорпуса Русского корпуса предложений. Это происходило так: предложения появлялись на экране компьютера по одному, ребятам нужно было прочитать их про себя, а затем ответить на вопросы по некоторым из них. В это время движения глаз детей записывали с помощью айтрекера Eyelink.

Анализ движений глаз включал, например, длительность фиксации на словах, время прочтения предложений, количество перечитываний и «рисунок чтения» — сканпаф (от англ. — scanpath). Сканпаф учитывает траекторию движения глаз и позицию слова в предложении, а отчёт формируется в виде графика. На одной оси фиксируется порядковый номер слова, а на другой — время с того момента, как испытуемому показали предложение. Например, с помощью сканпафа учёные видят, что ребёнок начинает читать с первого слова предложения, но пропускает третье, затем фиксируется на четвёртом, потом перечитывает ещё одно слово и заканчивает читать. Всё это можно проследить на графике.

Что удалось выяснить

С одной стороны, дети в обеих группах показали прогресс в чтении по мере взросления, то есть в любом случае скорость чтения увеличивается. С другой — учёные подтвердили, что детям в группе риска требуется больше времени на то, чтобы прочитать текст (но и слов они обычно пропускают меньше).

Анализ «рисунка чтения» позволил выделить пять общих паттернов — от чтения начинающего к чтению беглому. Первые три характеризуются быстрым чтением с пропуском слов и небольшим количеством возвращений к прочитанному. Отличаются они только скоростью. Четвёртый «рисунок» отличают более длительные фиксации, меньший пропуск слов и многократное перечитывание. В пятом фиксации ещё более длительные, дети перечитывают как отдельные слова, так и предложения целиком.

Оказалось, что дети без нарушений чтения достигают паттерна беглого чтения в четвёртом классе, а дети с подозрением на дислексию к пятому классу достигают только второго паттерна.

Нормотипичные ребята быстрее проходят этапы формирования навыка чтения, а в группе риска развитие проходит с задержкой примерно на три года. То есть пятиклашки с подозрением на дислексию читают приблизительно на уровне второклашек без нарушений. По мере взросления навыки таких детей тоже улучшаются, просто времени им на это требуется больше. Исследователи считают, что беглого уровня они достигают, скорее всего, в средней школе.

Полученные данные, отмечают исследователи, могут в будущем помочь в диагностике и коррекции нарушения чтения.

Кстати, ранее шведские учёные выяснили, что детям со значительными нарушениями чтения могут помочь мерцающие экраны. Эксперимент, который они провели с участием 80 детей, показал: когда во время чтения экраны мерцали (создавали визуальный пиксельный шум), ребята правильно читали и запоминали больше слов.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована