Образование
#Мнения

«Диплом — лишь справка об уме»: цитаты о «вечном» в образовании

Почему между высшим образованием и профессией нет связи, почему школьники оказываются не готовы к учёбе в вузе и в чём причина тяги к преподаванию.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

О немеркантильности учителей

Дмитрий Лутовинов

победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2022»


где: интервью в РИА «Новости»


— Мы — учителя — в большинстве своём, как мне кажется, не очень меркантильные. Всегда ведь можно выбрать другую сферу, получать больше и работать меньше, но мы остаёмся в школе.

В этом месяце был назван победитель конкурса «Учитель года России — 2022», им стал учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №16 городского округа Орехово-Зуево. Фразу о немеркантильности учителей он произнёс, отвечая на вопрос о том, даст ли ему какие-то выгоды победа в конкурсе (Дмитрий пояснил, что материального приза в «Учителе года» нет).

Ну как тут не вспомнить слова Дмитрия Медведева, на тот момент премьер-министра России, о том, что работа учителя — призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше, тот же самый бизнес». «Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот», — добавил он тогда в ответ на вопрос преподавателя о причинах низких зарплат.

Кстати, по данным статистики, от года к году растёт доля учителей старше 55 лет, а вот доля молодых педагогов (до 35 лет) все эти годы остаётся практически неизменной — на уровне 22–23%. Это значит, что молодые люди, к сожалению, работать в школе не стремятся.

О тяге к преподаванию

Сергей Филонович

профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ


где: форум «Образовательная среда»


— Сейчас наблюдается очень интересный эффект. Многие люди бизнеса хотят преподавать — это эффект последнего времени. И возникает вопрос: почему вдруг они захотели преподавать, потому что денег это не приносит? Дело в том, что преподавание — это самый лучший способ самообразования. И люди, даже добившиеся серьёзных успехов в бизнесе, хотят продолжать учиться. Но как себя заставить это сделать? Хочешь кому-то что-то объяснить, тебе придётся разбираться в этом до самого конца. Это получается новый способ самообразования через преподавание.

Так Сергей Филонович объяснил на организованном компанией «Газпром нефть» форуме «Образовательная среда» разницу между обучением по необходимости и обучением как потребностью. По его мнению, не только желание делиться опытом с другими, но и желание самому разобраться в чём-то лучше толкает уже состоявшихся в сфере бизнеса людей идти преподавать.

О неготовности выпускников школ учиться дальше

Анатолий Белкин

член президиума Российской академии естественных наук


Где: радио Sputnik


— Я практикующий вузовский преподаватель и обращаю внимание на то, что даже студенты 20 минут высидеть не могут — что там пару. Мне говорили, что школьники не выдерживают урока, через 20 минут они уже ничего не соображают, потому что умение учиться не развивается. Это клиповое мышление, люди уже не воспринимают длинных предложений, не могут дочитать длинные абзацы до конца. С этого надо начинать.

Анатолий Белкин пояснил, что, с его точки зрения, важно с детства формировать понимание того, что учёба — не развлечение, а труд. Люди, которые собираются после школы учиться дальше в вузе, должны быть готовы к тому, что это будет непросто. А для этого нужна сформированная привычка учиться. «У нас кричат, что у ребёнка много занятий, а потом ещё домашнее задание. А я полагаю, что так оно и должно быть, и домашнее задание совершенно обязательно», — заметил он.

Дмитрий Фишбейн

директор Лицея НИУ ВШЭ


где: телеграм-канал «Дистанционный смотритель»


— Нам кажется, что упущена одна ключевая история в образе выпускника школы, что справедливо приводит к напряжению между школой и вузом. Эта характеристика связана с уровнем самостоятельности и ответственности. По большей части образование на школьной ступени строится на высоком уровне контроля обучающегося. Мне кажется, в этом контексте школьная система должна скорректировать свою работу в отношении роста учебной и внеучебной самостоятельности учащихся.

Дмитрий Фишбейн дал интервью телеграм-каналу «Дистанционный смотритель», где рассказал, как и зачем нужно настраивать взаимодействие между школами и вузами и каких компетенций не хватает школьникам. Ребята приходят в вузы не совсем подготовленными к учёбе в них. Поэтому, отмечает он, школа должна давать не только знания для подготовки к ЕГЭ или, например, к олимпиадам. У школ должны быть и другие образовательные результаты, которые позволят привести в вуз взрослого человека, а не ребёнка-выпускника.

О связи образования и компетенций для работы

Булат Зарипов

руководитель направления по развитию системы профессионального образования Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть»


Где: сессия «ДПО: полная перезагрузка»


— Нам всегда обещали, что профессиональные стандарты — это документ, который объединяет сферу бизнеса и сферу образования, потому как в стандартах работодатель определяет требования к должности и профессии, а сфера образования под эти требования разрабатывает образовательные программы. Возможно, как идеология она достаточно хорошая и интересная, но на практике, к сожалению, получается не совсем то, что хочется.

На базе НИУ «МЭИ» прошла стратегическая сессия «ДПО: полная перезагрузка», где обсуждали перспективы развития дополнительного профобразования в вузах. Булат Зарипов описал проблемы этого сегмента образования глазами заказчика обучения из бизнеса, которому нужно обучить сотрудников. Основные трудности: вузы медленно реагируют на запрос и не всегда готовы прислушиваться к потребностям заказчика при выстраивании образовательной программы.

Алла Факторович

замгендиректора Национального агентства развития квалификаций


Где: интервью в «Российской газете»


— Раньше было достаточно получить диплом, и он был «индульгенцией» на всю жизнь. А сейчас это не срабатывает. Потому что система образования заточена на вечное (на фундаментальные знания, общую подготовку, профессиональную эрудицию), а работодателю <…> важно понимать, что вы умеете делать. Он должен быть уверен, что вы выполните его поручение и нигде не сделаете критических ошибок. А диплом ему об этом ничего не говорит, это, по большому счёту, лишь «справка об уме», а не гарантия способностей его обладателя.

Алла Факторович в интервью «Российской газете» поделилась своим взглядом на проблему ликвидности знаний и навыков, которые дают вузы. Во времена СССР, объясняет она, существовала смычка между работодателями и образовательными учреждениями. Классическое образование давало небольшое количество университетов, а все остальные вузы были чисто прикладными — инженерными, медицинскими, педагогическими — и готовили специалистов для каждой отрасли. А в 1990-е случилась тотальная «университизация», потом мы вошли в Болонскую систему, и в процессе всего этого потерялась идея квалификации, которая подтверждает, что человек способен к выполнению определённого набора трудовых функций. Фактически квалификацию подменили степенью бакалавра или магистра.

Подождите, но зачем же тогда ФГОСы, которые содержат общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции?

Илья Дементьев

ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть»


Где: форум «Образовательная среда»


— Надо точно отдать себе отчёт, что вуз не для профессиональной подготовки или, во всяком случае, первое высшее образование не для профессиональной подготовки, а как раз для формирования кругозора, для понимания того, как работают принципы и правила, а не для набора фактов и не для конкретных навыков. Но тогда должна возникнуть система профессионального [образования].

Рустам Галиахметов

директор Корпоративного университета СИБУРа


Где: форум «Образовательная среда»


— Надо разрабатывать новые программы, надо эти программы адаптировать под запросы бизнеса. Надо обязательно работать с бизнесом, потому что в данном случае только бизнес может говорить, что ему нужно. Отсюда надо идти. Не может Министерство образования говорить: «Я знаю, чему научить». Оно может знать, но прежде оно должно свериться с теми, для кого оно готовит специалистов. Только тогда можно понимать, чему, кого, в каком объёме надо обучать.

19 октября состоялся организованный компанией «Газпром нефть» форум «Образовательная среда», где представители корпоративного обучения обсудили проблемы и задачи подготовки кадров. Эти проблемы и задачи и раньше были непростыми — то, что система профессионального образования выпускает людей, не готовых к работе по профессии, стало известно не сегодня (поэтому бизнес и идёт по своей инициативе на сотрудничество с вузами, запускает партнёрские образовательные программы), — но теперь это стало ещё актуальнее. В частности, задача импортозамещения диктует необходимость быстрого обучения прикладным навыкам. Требуется системный подход.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована