Девять не самых известных картин про учителей и учеников
Не можете вспомнить ничего, кроме «Устного счёта» Богданова-Бельского и знаменитой «Опять двойки» Решетникова? Смотрите другие варианты.
Школьная тема — заметная часть жанровой живописи. Мы собрали девять картин из разных стран и эпох. Заодно рассказываем, каким было образование в этих странах в разные периоды истории.
«Школьный учитель»
Ян Стен, 1665 год
Голландский художник Ян Стен, мастер жанровых сцен, написал целую серию картин с учебными буднями, иллюстрируя атмосферу бюргерских школ, которые начали распространяться в Европе середины XVII века. Систему и атмосферу обучения того времени вряд ли можно назвать демократичной. На этой картине Яна Стена мы не видим самого момента рукоприкладства, но это вот-вот произойдёт. Учитель отчитывает ученика за ошибки — на полу валяется разорванный лист, мальчик смахивает кулачком слёзы и сжимается под строгим взглядом учителя. До гуманных подходов в образовании ещё очень далеко!
«Класс со спящим учителем»
Ян Стен, 1672 год
Первой ступенью голландского образования были малые школы: в них принимали детей обоих полов с трёх лет. Школы располагались не в самых комфортных местах: например, в деревне для обучения детей могли приспособить заброшенную конюшню. В это трудно поверить, но далеко не все учителя в школах умели читать — больше всего в то время в педагоге ценилась не грамотность, а умение следить за дисциплиной. С ней, как мы видим, у местных ребятишек случались большие проблемы. Недаром в Голландии существовала поговорка: «Уж лучше мимо кузни пройти, чем мимо школы».
«Школа дамы»
Томас Уэбстер, 1845 год
В Великобритании обязательное школьное образование появилось в середине XIX века. А до этого массовое обучение практиковалось только в частных заведениях. Дети из благородных сословий учились в пансионах (типичную их атмосферу многие помнят по роману «Джейн Эйр»), а дети торговцев и фабричных работников — в так называемых школах дам. Школы дам стали появляться примерно с XVI века и представляли собой прообразы современных детских садов и «началок». Атмосферу одной из таких школ изобразил жанровый живописец Томас Вебстер. Такие школы обычно организовывали при церковных приходах благочестивые дамы, способные обучить детей чтению, арифметике и письму, а девочек — ещё и рукоделию. Учили там за небольшую плату, и для вдов и незамужних женщин это считалось достойным и благородным способом заработка.
«Сельская бесплатная школа»
Александр Морозов, 1865 год
В Российской империи сельские школы стали появляться в конце XVIII — начале XIX веков. Они были как церковно-приходскими, так и светскими (во втором случае содержались богатыми благотворителями). Дети разного возраста учились там вперемешку, без деления на классы.
В 1860-х годах в процессе реформ Александра II и отмены крепостного права начали открываться земские школы. То есть вопросами грамотности занималось местное самоуправление, земства сами решали, сколько школ открывать. Параллельно развивалось народовольчество — общественно-политическое движение интеллигентной образованной молодёжи. Среди «идейных» барышень вошло в моду работать земскими учительницами. Некоторые жёны и дочери помещиков преподавали бесплатно, из альтруистических соображений. Так, жанровый художник Александр Морозов изобразил на картине свою жену и её подругу — они действительно учили грамоте крестьянских детей.
Обязательное всеобщее школьное образование появилось только после революции — уже в Советской России. Хотя такая идея обсуждалась ещё в 1908 году, тогда до принятия закона так и не дошло.
«Земская школа в Московской Руси»
Борис Кустодиев, 1907 год
Кустодиев писал не только пышнотелых купчих. Эта картина тоже изображает земскую школу для детей крестьянских семей. Двое из учеников стоят на коленях — в то время это был один из самых распространённых методов наказания. Не самая добрая атмосфера.
«В классе»
Франческо Бергамини, между 1833 и 1883 годами
В Италии основы современной системы образования сложились в середине XIX века. Как раз в это время итальянский живописец Франческо Бергамини написал серию тёплых юмористических картин об уроках доброго седого учителя, который не всегда может уследить за дисциплиной в классе, зато создаёт дружелюбную атмосферу. На одной из этих картин учитель позволил себе задремать, пока один из учеников читает вслух. Но дети не ходят тревожить его сон (сравните с тем, что творится в похожей ситуации на картине Яна Стена).
«Начальная школа»
Магнус Энкель, 1899 год
Сегодня финское школьное образование считается самым передовым в мире. А каким оно было сто лет назад? Начнём с того, что в 1899 году (как раз тогда, когда знаменитый художник Магнус Энкель написал эту картину) начался процесс уничтожения автономии Финляндии, входившей в состав Российской империи. В том году Николай II издал манифест, который позволил издавать для финнов законы без согласования с финским сеймом.
Финляндия того времени — небогатая, преимущественно сельскохозяйственная страна. Всеобщего обязательного школьного образования там, как и во всей Российской империи, тогда ещё не было, оно появилось у финнов лишь в 1921 году. До этого возможность учиться получали в основном дети благородных сословий. И тем не менее в конце XIX века из всех регионов Российской империи Финляндия считалась самой грамотной — умеющих и читать, и писать среди всего населения там было 8,5%, а среди детей до 10 лет — 20%. Правда, львиная доля грамотных жила в городах, а не в сельской местности.
На картине «Начальная школа» мы видим в классе как мальчиков, так и девочек. Значит, либо это сельская школа, в которых обучение, как и всюду в земских школах Российской империи, было смешанным, либо смешанное обучение в Финляндии практиковалось и в школах для городских сословий.
«Кругосветное путешествие»
Андре Анри Даргелас, 1906 год
Во Франции бесплатная обязательная система светского начального школьного образования сложилась в конце XIX века, а после 1902 года ввели семилетнее обучение в средней школе. Андре Анри Даргелас, французский художник-реалист и карикатурист, изобразил сценку из школьной жизни, которая вряд ли могла случиться наяву. Хотя как знать!
«Школа Султана Хассана»
Фредерик Гудолл, 1858 год
В странах Арабского халифата начальные школы стали появляться в городах и крупных селениях уже со второй половины VII века. Этому способствовали религиозные установки: стремление к знанию рассматривалось как мусульманская добродетель. Учились в школах дети торговцев, ремесленников и зажиточных крестьян. Представители высших сословий предпочитали домашнее обучение. Конечно, основой школьного образования были каноны ислама, но и про чтение, письмо и математику не забывали. Примерно до XII века у школ не было специальных помещений — занятия проводили в мечетях или дома у учителя, позже под школы стали отводить отдельные строения. На картине английского художника Фредерика Гудолла мы видим атмосферу типичной арабской школы XIX века.