Детям с трудностями в чтении и письме помочь проще, чем казалось. Нужны мерцающие экраны!
К такому выводу пришли шведские учёные.
: veja / shutterstock
Шведов вдохновили ранее проведённые исследования: полученные данные подтвердили, что белый шум положительно влияет на качество решения когнитивных задач детьми с синдромом дефицита внимания. Исследователи решили выяснить, как схожий визуальный эффект — пиксельный шум — действует на навыки чтения и память детей. Результаты работы опубликованы в научном журнале Brain and Behavior.
Участниками исследования стали 80 детей. Сначала они прошли тест на распознавание слов. После этого их разделили на три группы:
- те, кто хорошо читает и пишет;
- те, кто имеет незначительные трудности;
- те, у кого наблюдаются серьёзные сложности, в том числе нарушения.
В ходе эксперимента ребят просили прочитать и по возможности запомнить 12 слов. Во время чтения экраны мерцали (тот самый пиксельный шум). Причём это происходило по очереди в четырёх разных режимах — от слабого до очень сильного.
Результаты показали, что у детей, которые испытывают серьёзные трудности при чтении (и особенно те, у кого есть нарушения), значительно улучшились результаты при воздействии визуального пиксельного шума. Они правильно читали и запоминали больше слов.
Однако это не оказывало никакого влияния на детей из первых двух групп с более высокими навыками чтения. Кроме этого, стало ясно, что максимальные и самые незначительные степени мерцания не так эффективны, как средний уровень.
«Эффект на чтение и память был мгновенным. Это можно сравнить с человеком, который надел очки», — отметили учёные.
Отмечается, что это первое исследование такого рода. Оказалось, что помочь детям с трудностями в чтении достаточно просто, — нужно всего лишь отрегулировать настройки экранов.
Теперь учёным предстоит понять, не пропадает ли эффект при длительном использовании этого метода.
Кстати, ранее исследование выявило связь между навыками чтения и математическими способностями. Оказалось, что области мозга, ответственные за чтение, активны и при выполнении совершенно не связанных с этим действий — например, при умножении.