Исследование провели американские учёные. Их работа опубликована в издании Journal of Experimental Child Psychology.
В чём была суть эксперимента
Участниками исследования стали 38 взрослых и 30 детей в возрасте четырёх-пяти лет. В рамках эксперимента специалисты при помощи специальных трекеров отслеживали движения глаз испытуемых.
Суть самого задания была довольно простой: участников предупредили, что на экранах им будут показывать изображения выдуманных существ двух видов. Всего учёные обозначили семь идентифицируемых признаков, включая, например, голову, хвост и антенны. Увидев изображение конкретного существа, участники должны были понять, к какому из двух видов оно относится (исходя из соответствия критериям).
Но одна из характерных внешних черт этих фантастических существ не упоминалась в инструкциях для участников, и на первом этапе эксперимента она была одинаковой для обоих типов существ. Это было то, что исследователи назвали нерелевантной особенностью. Проще говоря, эта деталь должна была сбивать испытуемых с толку.
В середине эксперимента исследователи изменили условие (тоже не сказав об этом участникам): та самая деталь внешности, которая раньше была одинаковой у обоих видов существ, стала определяющей особенностью одного из них. Это заметил бы только внимательный участник.
Что узнали
Во время первой части эксперимента взрослые испытуемые быстрее детей понимали, какая характерная черта определяет вид существа. Трекеры при этом показывали, что после того, как взрослые выявили эту главную характеристику, они сосредоточили на ней почти всё внимание.
Дети же медленнее понимали, какая особенность имела решающее значение. А ещё трекеры показали, что малыши продолжали рассматривать существ целиком, даже если уже поняли по ключевой характеристике, к какому виду их отнести.
Но после того как условия поменяли, многие взрослые этого не уловили. То есть они по-прежнему не обращали внимания на внешнюю черту, которая раньше не имела значения для типологии существ, а теперь вдруг стала определяющей. Вместо этого они продолжали фокусировать внимание лишь на тех определяющих чертах, которые усвоили на первом этапе, хотя они уже стали менее важными. А вот дети быстрее заметили, что правила изменились и одна из черт, ранее неважных, стала значимой. Видимо, им помогло как раз то, что они обращали внимание на все детали существ, даже на незначительные.
«Взрослые страдали от приобретённой невнимательности. Они не обращали внимания на критерии, которые не имели значения во время первой части эксперимента, поэтому пропустили момент, когда эти особенности действительно стали важными», — пояснили авторы работы.
Эксперимент помог выявить разницу между тем, как выполняли задание дети, и тем, как это делали взрослые. Дети, в отличие от взрослых, не фокусировались на одной точке — они рассматривали весь экран.
Исследователи добавили, что у детей в возрасте четырёх-пяти лет мозг недостаточно развит, чтобы фокусировать внимание так, как это делают взрослые. Но именно эта особенность помогает им узнавать больше по мере того, как они исследуют мир. Взрослые, конечно, тоже способны распределять внимание, но обычно более избирательны, потому что это помогает достичь большей эффективности в повседневной жизни.
«Способность взрослых концентрировать своё внимание обычно очень помогает в быту. Но иногда это помогает лучше видеть мир в детстве и замечать вещи, которые в данный момент могут показаться не такими важными или релевантными», — отметили учёные.
Урок для взрослых в том, что, хотя избирательное внимание и повышает успеваемость, в некоторых ситуациях может толкнуть в образовательную ловушку, потому что человек продолжает воспроизводить старые паттерны, не замечая новые.
Кстати, ранее стало известно, как невнимательность на уроках влияет на успеваемость младшеклассников. Учёные выяснили, что эффект для мальчиков и девочек не одинаков.
Читайте также: