Образовательная платформа подготовила доклад под названием Industry Skills Report 2021. Его авторы проанализировали распространение цифровизации на рабочих местах, изменение отношения к трудовым условиям на фоне пандемии и дали прогноз тому, как число цифровых рабочих мест будет меняться в дальнейшем. Они изучили опыт 82 млн учащихся платформы и более чем 2 тысяч компаний.
Какие данные представлены в докладе
Прежде всего, отмечается, что многие рабочие места уже и так в той или иной степени цифровые, а пандемия ускорила эту трансформацию почти во всех отраслях.
В отчёте проанализировали квалификацию студентов Coursera, которые занимаются на курсах нескольких широких областей:
- бизнес;
- технологии;
- наука о данных.
Фокус сделан на этих отраслях, потому что курсы по ним охватывают наибольшее количество пользователей Coursera.
Подчёркивается, что в каждой из этих отраслей уже сейчас значительно растёт потребность в том, чтобы сотрудники владели цифровыми навыками. В первую очередь это объясняется массовым переходом на удалёнку во всём мире. Причём авторы отмечают, что компании должны быть готовы продолжать работу в таком формате, потому что люди уже привыкли трудиться дистанционно и не хотят возвращаться в офисы. По данным доклада, более половины сотрудников во всём мире задумались бы об уходе с работы после пандемии, если бы им не предложили опцию выполнять свои функции вне офиса.
В связи с этим компаниям разных секторов нужно не только внедрять специальные технологии для поддержания бесперебойного рабочего процесса в удалённом режиме, но и обучать сотрудников работе с этими технологиями. Особенно это касается таких направлений, как разработка программного обеспечения, кибербезопасность, анализ данных и облачные вычисления.
Какие компетенции нужнее всего
Ожидается, что по сравнению с 2020 годом к 2025-му будет создано 149 млн новых цифровых рабочих мест, ориентированных на соответствующие навыки. Для сравнения: в 2020-м их число оценивалось в 41 млн, а в 2021-м — уже в 51 млн. То есть по сравнению с прошлым годом количество таких рабочих мест уже выросло на 10 млн. Дальше ожидается ещё более стремительный рост.
Если говорить о конкретных сферах, в которых будут созданы эти 149 млн цифровых рабочих мест, то разбивка выглядит так:
- разработка программного обеспечения — +98 млн мест;
- хранение информации — 23 млн;
- анализ данных, машинное обучение и искусственный интеллект — 20 млн;
- кибербезопасность — 6 млн;
- защита личных данных — 1 млн.
Читайте также: В России запущен портал по повышению цифровой грамотности
Какие тенденции запустила или укрепила пандемия
- Согласно исследованиям, выгорание и отсутствие возможностей для роста — главные причины для потенциального ухода с работы. Поэтому цифровизация рабочих мест должна быть в приоритете у работодателей. Всё дело в том, что, по мере того как рабочие места делают цифровыми, условия труда, как правило, становятся более гибкими. А ещё у сотрудников, которым нужно применять в работе цифровые компетенции, обычно более высокая зарплата и больше возможностей для карьерного роста.
- Кроме того, как упоминалось выше, сотрудники прочувствовали прелести более гибких условий труда, когда они не привязаны к конкретному месту работы, а порой и не имеют чёткого графика. Люди стали мобильнее и получили возможность выбирать условия работы. В связи с этим большинство готово поменять не только место работы, но также и сферу деятельности (95%), чтобы сохранить наиболее благоприятные условия. Причём более половины работников готовы переучиваться, чтобы поменять отрасль. Кстати, в России удалёнку тоже полюбили: по данным SuperJob, треть жителей страны готовы получать меньше ради того, чтобы работать дистанционно.
- Ещё один любопытный нюанс, отчасти связанный с предыдущим пунктом, — каждый регион мира столкнётся с серьёзной нехваткой рабочих рук. Например, авторы доклада ожидают, что в Европе к 2050 году будет на 95 млн меньше работников, чем в 2015 году. И этот разрыв слишком велик, чтобы его можно было устранить с помощью автоматизации или увеличения на рабочих местах доли тех, кого раньше дискриминировали при приёме, — например, пожилых людей и женщин в профессиях, где раньше отдавали предпочтение мужчинам.
- Несмотря на финансовые потери, компании продолжают вкладываться в повышение квалификации сотрудников. Причём чаще всего их обучают цифровым навыкам, с помощью которых их работу можно выполнять по-новому, то есть более эффективно.
- Многие из тех, кто занимается обучением и развитием (L& D), обнаружили, что сотрудникам больше нравится формат онлайн-обучения, которое сопровождает наставник. Это также связано с большей гибкостью, как и в случае с удалённой работой. Кроме того, при таком режиме обучения растёт его качество. Эту тенденцию также успели подтвердить в России: большинство предпочитает получать дополнительное образование дистанционно или в смешанном режиме.
- А ещё выяснилось, что дополнительное обучение цифровым навыкам повышает у сотрудников уверенность в себе. Кстати, аналогичные выводы сделали исследователи из Высшей школы экономики. Кроме того, они выяснили, что прохождение профобучения благотворно сказывается на уровне удовлетворённости работой, а также на чувстве, что человек сам контролирует ход важных событий и свои перспективы.