Образование
#статьи

Что такое центры управленческих компетенций и зачем они вузам

Дискуссия на Московском международном салоне образования о проекте АНО «Россия — страна возможностей» по созданию центров компетенций.

сайт LINGsCARS

На Московском международном салоне образования (ММСО) в ряду других обсуждений высшего образования состоялась дискуссионная панель «Центры компетенций: интеллектуальный университетский пояс России». Ректоры крупнейших вузов рассказали, почему подключились к проекту АНО «Россия — страна возможностей» по созданию центров компетенций. Что это за инициатива и насколько масштабной она будет, читайте в нашей статье.

Из этого репортажа вы узнаете:


Что такое центры компетенций

Мы уже рассказывали о проекте платформы «Россия — страна возможностей», когда первый центр оценки и развития управленческих компетенций открылся в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Задача новых центров компетенций в том, чтобы решить проблему с нехваткой у выпускников вузов гибких и других надпрофессиональных навыков.

Проблема состоит в том, что студент может хорошо учиться в университете и к выпуску достойно освоить образовательную программу, но не приобрести умений работать в команде, организовывать своё время или вести переговоры, а это важно для любой работы.

Это довольно распространённая ситуация. Как рассказал на ММСО генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров, о недостатке надпрофессиональных навыков в опросах говорят и сами студенты, и работодатели.

Центры компетенций призваны оценить уровень социальных и других надпрофессиональных навыков у студентов. Для этого применят разработанные в АНО «Россия — страна возможностей» инструменты диагностики, в том числе тесты и опросники. Со стороны трудно судить, как именно построены эти инструменты, неизвестно, насколько они достоверны. На сайте АНО «Россия — страна возможностей» доступны только простые онлайн-тесты (например, в тесте по критическому мышлению всего четыре вопроса).

Всего в центрах будут оценивать 22 компетенции. Они разделены на пять групп: управление взаимодействием, управление задачами, энергия, общие знания, ценности. Наряду с типичными гибкими навыками из первых трёх блоков учтены также финансовая, правовая, цифровая грамотность.

По результатам диагностики студент получит оценку, но не в виде, например, пятёрки или двойки за стрессоустойчивость либо эмоциональный интеллект. Как рассказал руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля, плохих оценок не будет — будут индивидуальные профили и карты развития:

«У каждого студента свой путь развития. Кто-то пойдёт в аналитики, кто-то в коммуникаторы, кто-то хорошо будет общаться с пациентами, кто-то останется в регионе и будет двигать регион. Дать студенту возможность понять, куда ему двигаться, — это задача центра компетенций».

Продвинуться по индивидуальному треку и подтянуть слабые стороны (или сделать упор на сильные) будет можно, как планируется, на базе самих центров — соответствующие онлайн- и очные образовательные программы организаторы проекта готовят вместе с вузами и компаниями-партнёрами. К концу 2021 года, по словам Алексея Комиссарова, в России будет 25 центров компетенций, а диагностику навыков пройдут 100 тысяч студентов. Всего АНО «Россия — страна возможностей» планирует создать 75 центров компетенций — сетевых, отраслевых и региональных.

Как вузы, работодатели и студенты будут использовать центры компетенций

По результатам диагностики и обучения в момент выпуска из вуза студент сможет получить в дополнение к диплому цифровой сертификат об уровне надпрофессиональных навыков. Кроме того, информация о компетенциях студентов будет доступна работодателям в специальной базе проекта.

Алексей Комиссаров считает, что такой механизм работы центров выгоден всем участникам:

«При выходе из вуза мы все можем посмотреть на диплом выпускника и увидеть оценки по основным предметам, но понять, насколько человек стрессоустойчив или способен работать в команде, насколько у него развитые лидерские качества или любые другие надпрофессиональные компетенции, никто не может. Работодатели вынуждены проводить серии своих тестов, интервью. И кого-то при этом теряют, кого-то не находят из тех, кого могли бы найти. Мы эту дорогу „спрямляем“ и даём возможность выпускникам найти ту позицию, которая им наиболее интересна, а работодателям — тех людей, которые им нужны. Ну а все лучшие вузы всегда заинтересованы в том, чтобы их студенты и выпускники имели отличную карьеру».

Все ректоры, участвовавшие в дискуссии, согласились, что soft skills и другие надпрофессиональные навыки важны для будущих профессионалов, и спорить с этим незачем. «Здесь трудно сказать что-то оригинальное», — признался ректор РАНХиГС Владимир Мау. И правда, планы университетов по работе с новыми центрами компетенций выглядят похоже.

Прежде всего, вузы озаботились надпрофессиональными навыками студентов задолго до инициативы АНО «Россия — страна возможностей». Так, Мау рассказал, что в академии обязательной частью любой образовательной программы ещё несколько лет назад стал курс по цифровой грамотности. Базовые навыки работы в «цифре» можно считать одной из универсальных компетенций: ректор РАНХиГС сравнил этот курс с историей КПСС, которую в Советском Союзе были обязаны изучать студенты любой специальности.

Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова тоже рассказала, что университет и без центра компетенций много работал над тем, чтобы учесть в образовании требования работодателей к будущим сотрудникам. МИСиС следит за трендами и вместе с пулом партнёров разрабатывает компетентностные модели выпускников, причём в каждом из шести региональных и зарубежных филиалов вуза и в Москве — своя модель.

До пандемии, заметила Черникова, от соискателей из надпрофессиональных навыков ждали в первую очередь креативности, а сейчас — стрессоустойчивости.

Центры компетенций, считает ректор МИСиС, помогут университетам делиться лучшими практиками развития надпрофессиональных навыков и масштабировать их.

Ректор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Сергей Лукьянов тоже сообщил, что вуз уже несколько лет работает над развитием надпрофессиональных компетенций студентов: благодаря этому есть возможность проявить себя и развить навыки, которые нельзя освоить на лекциях, в общественных объединениях и научных кружках.

На пользу надпрофессиональным компетенциям идёт и специфика медицинского образования: до 70% студентов-медиков — целевики. Тесное сотрудничество с работодателями помогает учитывать в подготовке кадров их запросы, но в целом, как сказал Лукьянов, эта работа шла точечно. Единая платформа центров компетенций даст возможность, как он считает, использовать федеральный опыт в развитии навыков студентов.

Ректор Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Беспалов сообщил, что в СКФУ с 2016 года работает центр неформального образования, фактически — центр компетенций в миниатюре. В нём студенты могут пройти диагностику четырёх компетенций: лидерство, умение работать в команде, самопрезентация, адаптивность. В новом центре направлений оценки и обучения будет в несколько раз больше — 22 компетенции. Беспалов считает, что это позволит формировать более «конкретные» индивидуальные профили обучающихся, а применение цифровой платформы — охватить большое число студентов.

Дмитрий Гужеля отдал должное усилиям вузов, но отметил, что обычно их проекты охватывают малую часть студентов:

«В каждом вузе, который здесь присутствует, есть большие наработки. Студентов готовят, их мотивируют, они участвуют в ярмарках вакансий и коммуницируют с работодателями, но по большей части это только очень активная часть студентов. И работодатели видят их уже на выходе».

По его мнению, новые центры компетенций дадут возможность ключевым работодателям увидеть студентов раньше — ещё на первом, втором, третьем курсе, в тот момент, когда можно оценить их софт-скиллы и развить сильнее те, которых недостаёт.

Чем ещё центры будут полезны

Дмитрий Беспалов назвал ещё одну сферу применения для диагностических инструментов центров управленческих компетенций: это оценка участников кадрового резерва. СКФУ, по его словам, запустил такую программу в прошлом году. «Мы столкнулись с тем, что у нас нет инструментов входной оценки тех работников, которые участвуют в кадровом резерве», — сообщил Беспалов.

Ректор МИСиС Алевтина Черникова тоже считает, что центры компетенций должны работать не только на студентов. По её словам, поскольку сейчас невозможно получить одно образование на всю жизнь, оценка и развитие надпрофессиональных навыков будут полезны вузам в создании системы непрерывного образования. В центры компетенций при вузах смогут обращаться люди на разных этапах карьеры, чтобы пройти оценку и обучиться именно тому, что им необходимо сейчас.

Алексей Комиссаров, в свою очередь, назвал ещё одну узкопрофессиональную задачу проекта. Там, где профессионально занимаются оценкой навыков и знаний, принято соотносить результаты измерений с тем, насколько человек потом оказывается успешен в карьере, отметил он. Например, подобная система валидации собственных выводов существует на факультете оценки и развития управленческих кадров РАНХиГС. Центры компетенций, по словам Комиссарова, позволят применить этот подход к очень большой аудитории и выявить, какие инструменты оценки работают лучше всего.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована