Образование Корп. обучение
#статьи

Что такое eduScrum и как его применяют в образовании

Сейчас чего только не придумают — вот уже и Agile из сферы IT в педагогике используют. Зачем? Разбираемся.

Анастасия Телесницкая для Skillbox Media

Кто помог нам разобраться:

Екатерина Бредихина

Математик, специалист по игровому обучению детей, коуч ICF, PSM I (Professional Scrum Master I) официальный представитель eduScrum в России, ведущая тренингов и автор онлайн-курса по eduScrum.

Что такое eduScrum?

Методика eduScrum — это система организации обучения, которая помогает вовлечь учеников в образовательный процесс и развивать навыки будущего. Она была разработана на основе методологии управления командными проектами Scrum. Эта методология позволяет создавать технологические продукты за небольшой промежуток времени. От «старшей сестры» в eduScrum сохранилась общая структура, а большинство элементов преобразованы под учебные нужды.

В упрощённом виде обучение организовано так: педагог даёт необходимую теорию, ученики объединяются в команды и в рамках заданного времени (несколько уроков или, например, школьная учебная четверть) создают учебные проекты, чтобы погрузиться в тему и изучить её. На этом этапе преподаватель выступает в качестве коуча и эксперта.

Чего только не придумают — теперь вот какой-то Scrum из IT-сферы в образование притащили. Ну и зачем он тут нужен?

Методика eduScrum решает сразу несколько задач:

  • формирует командные навыки. Работа в командах — глобальный тренд, с которым ученикам придётся столкнуться в профессиональной деятельности, где бы они ни трудились. Она требует особых софт-скиллов. Сейчас и работодатели, и вузы очень озабочены их развитием. Авторы и тренеры eduScrum считают, что проще развивать способность к совместной работе в раннем возрасте, чем с трудом переучиваться и перестраиваться годы спустя.
  • Мотивирует к обучению. Методика eduScrum меняет подход «образование ради образования»: ученики не просто зубрят теорию, а понимают её необходимость, умеют применять в разных ситуациях и осознанно подходят к получению знаний.
  • Развивает soft skills. Учителя, применяющие eduScrum на практике, отмечают, что подход позволяет формировать или усиливать лидерские качества, а некоторым детям — просто проявлять себя, поскольку даже самые тихие ребята становятся заметны в небольших коллективах. Но лидерством дело не ограничивается. Например, планирование и соблюдение правил развивают самостоятельность, мотивацию, учат критически мыслить, оценивать свои действия и их эффективность, создавать рабочий проект на основе заданных критериев. Помогает eduScrum и коммуникации: ребята понимают, что значит слышать и слушать других, учатся договариваться друг с другом.

В конечном счёте благодаря такой образовательной структуре учащиеся формируют собственный запрос на обучение и осознанный подход к получению знаний.

Кто вообще придумал eduScrum? Наверное, какие-нибудь новомодные управленцы в образовании, которые сами никогда учителями не были?

Это авторская методика Вилли Вейнандса, учителя из Нидерландов. Он 45 лет преподавал в обычной общеобразовательной школе естественные науки — физику, химию и биологию. Вилли хотел изменить консервативную систему обучения и создать среду, в которой школьники выступали бы активными участниками процесса, а не пассивными слушателями и потребителями контента. Поэтому нидерландский учитель много экспериментировал и пробовал разные образовательные методики.

Идея eduScrum пришла к Вейнандсу в 2011 году: знакомый рассказал о тренинге Джеффа Сазерленда и о применении Scrum в работе его компании. Эта система в итоге и помогла собрать все идеи и подходы в единое целое.

Вилли начал применять eduScrum с одним классом, потом постепенно внедрил и в остальных. К созданию некоторых элементов он подключал учеников, поэтому подход учитывает особенности подросткового, школьного менталитета. Экспериментом заинтересовались коллеги, тогда Вейнандс стал обучать их этой методике и постепенно масштабировать свой опыт. Так родилось международное сообщество педагогов, работающих по eduScrum, — систему применяют учителя во многих странах мира. Кстати, российское отделение этого сообщества — одно из самых активных.

Фото: страница Вилли Вейнандса в Facebook*

Ну хорошо, а какие практические результаты этот eduScrum даёт?

Учителя, которые применяют eduScrum, рассказывают о таких результатах:

  • Благодаря eduScrum сроки прохождения стандартной программы сокращаются на несколько недель. По опыту Вилли Вейнандса, на годовую программу уходит три учебных четверти. Четвёртая же в его классах обычно посвящена свободным проектам: подростки сами выбирают темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и выясняют, как взрываются звёзды или какая химия происходит, когда человек влюбляется.
  • Оценки чуть выше, чем при традиционном подходе, либо такие же. Однако здесь важно помнить, что автор eduScrum и не ставил задачи повысить успеваемость. Ведь самое главное — не оценки, а заинтересованность в предмете, умение применять знания, личностный рост. Если соблюсти эти условия, то и пятёрок может стать больше.
  • Дети лучше запоминают материал. Так, в саратовской школе №95 eduScrum применяли при подготовке десятиклассников к ЕГЭ: ученики делали командные проекты по темам урока. Школьники поделились с педагогом, что забыли практически все произведения, изучаемые в обычном формате за девятый класс, а проектная работа по eduScrum смогла это исправить — запомнился максимум материалов программы.
  • Ученики становятся активными и увлечёнными. Этому способствует совместная работа, комфортная обстановка на занятиях и свобода выбора. Этот вывод подтверждают и исследователи.
  • Активно развивается учебная самостоятельность и навыки планирования.

Ладно, а что с теоретической основой eduScrum?

Методика eduScrum основана на теории эмпирического управления. Эмпиризм предполагает, что знание возникает из опыта и принятия решений на основе имеющейся информации. Система опирается на три основополагающих принципа, которые объединяет доверие педагога к ученикам:

1. Прозрачность

Все участники образовательного процесса однозначно понимают его образовательные цели, этапы, задачи, а также правила взаимодействия, ожидаемые результаты и критерии их оценки. Последний пункт особенно важен, ведь «изучить тему» для одного подразумевает прочесть книжку, для другого — зазубрить три параграфа и выписать пять определений.

2. Инспекция (или исследование)

Означает возможность проверять процесс: на каком этапе сейчас находится проект, как движутся ученики в его выполнении, не нужно ли им что-то поправить. Инспекция проводится непосредственно в ходе работы, это не финальная контрольная.

3. Адаптация

Частые проверки (инспекции) дают возможность корректировать процесс. Ученики постоянно сверяются, на каком этапе достижения цели они находятся, нужно ли что-то изменить.

Вилли Вейнандс также выделяет пять ценностей eduScrum, по аналогии со Scrum Values:

1. Психологическая безопасность

У ребят должна быть возможность спокойно работать, выражать своё мнение, брать на себя ответственность. Если создать среду, где ошибки не принимают и ругают за них, то никакой инициативы не будет, ведь в ситуации опасности люди не учатся, а думают о своей защите. Поэтому учителю надо проявлять доверие к ученикам и всячески демонстрировать, что он готов экспериментировать, признавать ошибки, показывать свои уязвимости, а процесс построен на чётких правилах и взаимодействии.

2. Радость

Получение удовольствия от процесса Вилли Вейнандс считает особенно важным элементом работы с детьми. Традиционно в образовании используют подход «живут не для радости, а для совести», и процесс обучения не предполагает веселья. Но в данном случае радость подразумевается не как противоположность работе, а как способ сделать обучение комфортным и усилить мотивацию учащихся. Например, можно работать на уроке под ненавязчивую музыку или приносить на занятие шоколадку, чтобы вместе перекусить. Всё это способы поддержки, которые не отвлекают от целей обучения.

3. Понимание

Ученикам необходимо осознавать, ради чего они изучают предмет или тему, как теория пригодится им в дальнейшем. Если этого не понимает сам преподаватель, то вряд ли он сможет донести смысл получения новых знаний до учеников.

4. Свобода

В атмосфере свободы в заданных рамках школьники могут выбирать собственные способы достижения результата. Это способствует развитию мотивации и вовлечению.

5. Сопричастность

Ученик понимает, как его действия и выборы могут повлиять на процесс и результаты работы. Это принципиальное отличие от традиционного подхода, при котором ученик играет роль пассивного слушателя.

Вроде понятно. Но как это устроено на практике?

В eduScrum есть три глобальных этапа:

  • планирование — подготовка к командной работе, в процессе которой определяются цели, задачи, критерии оценки и правила взаимодействия;
  • процесс обучения — ученики готовят собственный проект по изучаемой дисциплине и на практике применяют получаемую теорию;
  • рефлексия и адаптация — подведение промежуточных или финальных итогов, анализ собственной и командной работы и усовершенствование процесса.

Если расписать процесс по шагам, то выглядит он так:

1. Разработка учебного проекта

Преподаватель или педагогическая команда придумывают учебный проект, набор учебных историй.

2. Формирование команд

Перед стартом работы над проектами педагог выбирает капитанов команды. Часто это самые ответственные ученики, готовые взять на себя организацию работы маленького коллектива. Первая задача капитана — сформировать максимально разностороннюю группу (обычно в каждой по 4–6 человек). Он выбирает членов своей команды. У каждого участника свои функции в рамках проекта (кто-то будет рисовать, кто-то писать текст, кто-то готовить презентацию) и общие учебные задачи — их определяет педагог.

Формированию команд в eduScrum уделяется особое внимание, ведь именно от их организации зависит эффективность работы. Педагогам, знакомым с принципами коучинга или опытом тренингов, объединить ребят будет нетрудно. Для тех, кто пока не сталкивался с командным подходом, есть лайфхак.

В дальнейшем капитан следит, чтобы задачи выполнялись вовремя, не возникало конфликтов и каждый участник успевал за другими. В классе он также отвечает за eduScrum-доску. О том, что это такое, — в следующем пункте.

3. Команды получают в работу проектное задание и начинают подготовку

Ученики продумывают план, расписывают задачи, договариваются о правилах взаимодействия в команде и проверки. На этом этапе появляется eduScrum-доска — это план работы команды со всеми задачами и график движения к успеху. Обычно всё это рисуют на большом ватманском листе. С помощью стикеров, перемещаемых по доске, участники следят, приблизились ли они к намеченной цели. Доска должна висеть на нужном месте, а всё, что на ней изображено, должно соответствовать происходящему процессу.

Поначалу план будет скорее желаемым, чем реальным, но в процессе он корректируется и становится настоящей иллюстрацией пути, который ученики проходят за время подготовки проекта.

4. Начинается работа короткими циклами

Задачи планируются на ближайшее время, после выполнения определённого объёма проходит промежуточный обзор. По его результатам можно что-то поправить, оценить разумность своих действий и соответствие выполненных задач поставленным целям. Количество циклов зависит от длины проекта, но с каждым новым занятием результат становится всё более явным.

5. Проверка знаний и обзор проекта

Педагог проводит стандартную индивидуальную контрольную для ребят и проверяет их успехи, а затем команды презентуют свои проекты.

6. Ретроспектива

Этот шаг направлен на рефлексию и личностный рост. Каждый ученик переоценивает свои качества и навыки, а команда и педагог помогают ответить ему на вопросы: «Что нового я узнал о себе?», «Что мне хотелось бы в следующий раз в себе развить?» Обсуждается также и работа каждого мини-коллектива — комфортно ли им было друг с другом, было ли взаимодействие эффективным, возникали ли сложности в общении.

7. Повторение и улучшение

Методика eduScrum предполагает непрерывное совершенствование, поэтому за осмыслением первого опыта следует какое-то небольшое изменение в новом процессе. Возможно, улучшить захочется многое, но браться за всё невозможно. Поэтому специалисты рекомендуют двигаться к совершенству поэтапно.

Изображение: предоставлено Е. Бредихиной

А какая роль в этой системе у учителя, если ученики работают в командах, в каждой из которых есть капитан?

Учитель выполняет роль эксперта и коуча. Прежде всего, в его задачи входит подготовка учебной программы, генерация идей для проектов, которые одновременно должны заинтересовать ребят и соответствовать учебным целям. Кроме того, первое время придется выполнять и большую часть руководящих функций: мотивировать учеников, организовывать команды, модерировать конфликты.

Постепенно педагог передаёт ответственность группам, но при этом остаётся во главе процесса — держит образовательные рамки и следит за достижением результатов. Он также помогает ученикам по запросу, ведь если одна команда самостоятельно смогла усвоить материал и помощь ей не требуется, то с другой тему нужно обсудить подробнее.

Как сформировать команды?

Основной принцип — надо объединять учеников по их полезным качествам и навыкам, а не по дружбе. Можно попросить ребят заполнить небольшие анкеты на отдельных листочках: пусть они составят список своих навыков и умений, а потом из всего списка выделят пять-шесть самых сильных.

Листочки складываются так, чтобы не было видно имён, — их смотрит учитель и выбирает капитанов команд. При выборе он может опираться на лидерские качества или, например, решить, что для капитана важнее умение слушать или коммуницировать, — всё зависит от сути проекта.

Когда педагог выбрал капитанов, они набирают команды по тому же анонимному принципу — только на основе важных для работы навыков. На занятии российского лицензированного тренера по eduScrum, доцента и преподавателя из КалмГУ Татьяны Аксёновой один из капитанов сформулировал такой принцип: «Я беру в команду людей с теми качествами, которых у меня нет, но хотелось бы, чтобы они у меня были».

Есть типичные ошибки при формировании команд, которых важно избегать:

Собирать команды «по дружбе»

Чаще всего мы общаемся с людьми, которые на нас похожи, поэтому команда может получиться односторонней, а задача научиться эффективному общению с разными людьми не будет выполнена.

Формировать команды директивно

Если педагог формирует команды сам, у ребят появится сопротивление процессу и пассивность: кто говорит, что нужно делать, тот и отвечает за результат. В этом случае лучше снимать с себя ответственность за формирование групп, тогда стандартные отговорки «У нас не получается, потому что вы нас так поделили» или «Мы не работаем вместе, потому что нас так поставили» не пройдут.

Принуждать к командной работе тех, кто категорически отказывается

В классе могут быть ребята, которые не хотят учиться в группе. В этом случае они могут делать личные проекты. Вилли Вейнандс отмечает, что обычно после двух-трёх проектов такие школьники меняют своё мнение — срабатывает социальная мотивация, ведь всё веселье происходит без них.

Бывают случаи, когда из команды исключают того, кто ленится и не показывает результатов. В этом случае учитель обсуждает с классом, кто готов взять исключённого, какие хорошие качества он может проявить и что сам готов в себе изменить, чтобы исправить ситуацию.

Звучит круто, но педагогам, наверно, трудно адаптироваться к такому подходу?

Трудности могут возникнуть, но не у всех. Важно помнить, что педагог должен и сам обладать теми навыками, которые хочет развить в учениках. Методика eduScrum подойдет гибким учителям, которые готовы работать с пятью-шестью командами, не давать им готовых решений, а наводить ребят на размышления, коммуницировать, принимать чужие аргументы и позицию, креативить.

Фото: официальный сайт eduScrum Россия

Сложно будет тем, кто во главу угла ставит свою экспертную позицию, не готов расставаться с ролью «Я тут главный», боится ошибаться на глазах у учеников и признавать это. Чтобы бороться с такими страхами, Вилли Вейнандс воспользовался инструментом Fuckup Nights: он рассказывает ученикам о собственных профессиональных провалах, предлагает им поделиться своими неудачами и объясняет, что ошибаться нормально.

Вот ещё несколько потенциальных сложностей:

Чтобы переложить учебную программу в формат проектов, нужны усилия

Иногда учителю сложно сделать это в одиночку, нужна помощь. В российской педагогической практике бывали случаи, когда всего по одной дисциплине к урокам по системе eduScrum готовились коллективно: сразу несколько педагогов смотрели учебники, переформатировали подачу материалов, выбирали наиболее интересные для ребят истории.

Может возникнуть ощущение потери контроля

На уроках часто бывает шумно, потому что командная работа предполагает общение. В школах, где пробуют применять eduScrum, некоторые педагоги удивляются отсутствию стандартной дисциплины на занятиях. К этому придётся привыкнуть и напоминать как себе, так и окружающим, что шум этот — рабочий.

Иногда тяжело принять тот факт, что ученики знают что-то лучше преподавателя

Так, учитель по биологии Светлана Комарова из московской школы №1570 делала с двумя командами проект в Minecraft. Ребята создавали целый мир, рассказывали про генетику, мутации и изменчивость. Преподавателю было понятно всё, что связано с биологией, но в самой игре она не разбиралась. Пришлось довериться тому, что ученики понимают в этом больше, — и у них действительно получились отличные проекты.

Придётся учиться организовывать командную работу

Командное мышление не развивают в вузах, в том числе в педагогических. Так что учителю придётся самостоятельно постигать навыки командной работы, чтобы после приучить к ней детей.

Как-то это всё сложно. А если ученики не справятся?

Такое опасение действительно встречается, и небезосновательно. Традиционный подход ещё со школьных лет приучает к пассивному получению знаний, и если долгие годы информация приходит в готовом виде, нет смысла действовать и искать её самостоятельно.

В рамках eduScram тихо отсидеться на последней парте не получится — за счёт того, что работа строится в команде, каждому придётся подготовить свою часть проекта, иначе случится конфликт с другими членами команды.

Командный подход может кому-то не подойти, и это нормально, ведь не все готовы учиться коммуницировать, распределять роли, брать на себя ответственность. У Вилли Вейнандса, например, бывали случаи, когда ученики переходили от него в обычный класс и предпочитали заниматься в привычном для них стандартном режиме.

Чтобы помочь ученикам адаптироваться к новой системе, внедрять её поначалу стоит экспериментально на короткие сроки — две-три недели. Если формировать команды по навыкам школьники пока не готовы, то можно использовать случайный выбор (например, вытягивать бумажку с номером) или всё же организовывать их по знакомству. В конце проекта команды часто «перемешивают» между собой, в любом случае возникает востребованность знаний: ребята уже понимают, кого хотят в свою группу по тому или иному предмету.

Ну хорошо, а как по eduScrum проверяют и оценивают знания?

Во время промежуточных обзоров учитель регулярно проверяет, как ученики усвоили полученную теорию и гладко ли проходит процесс подготовки проекта. Проверка может быть любой — самостоятельная работа, устный опрос, выборочные вопросы по командам. При этом все ученики заранее знают о дате проверки и её критериях. Таким образом педагог держит ситуацию под контролем и точно знает, что ребята материал усвоили.

Кроме того, следить за успехами школьников позволяет Scrum-доска. Она отражает, отклоняется ли та или иная команда от графика. Если отклонение серьёзное, то учитель работает с этой командой дополнительно.

Пример eduScrum-доски учеников саратовской школы №95. Фото: страница Никиты Муковозова в Facebook*

Методика eduScrum предполагает три вида оценки:

  • индивидуальную — за самостоятельные работы каждого ученика (классические контрольные, проверочные и устные опросы eduScrum не исключает);
  • проектную — общую за проект. Эта оценка едина для всей команды;
  • групповую. Вилли Вейнадс предлагает оценить команде работу каждого участника и распределить между собой несколько дополнительных баллов. Они не влияют на финальную оценку, это скорее бонусы, которые мотивируют команду дополнительно проанализировать свою работу. Этот вид оценок используется не во всех школах, которые занимаются по eduScrum.

А домашку там, где занимаются по eduScrum, задают?

Нет, не задают. Стандартные домашние задания в eduScrum заменены на образовательные задачи. Команды фактически сами организовывают процесс подготовки к занятиям во время работы над своим проектом: они регулярно встречаются, расписывают план на ближайшее время, продумывают, как эффективно закрепить материал и применить его в проекте. Если успевают сделать это во время урока, то выполнять работу дома не потребуется.

Изображение: предоставлено Екатериной Бредихиной

Послушайте, но ведь всё, что вы описали, это же давно известный метод проектного обучения или, как его сейчас называют, Problem-based Learning. Просто у него появилось ещё более модное название, да?

Это не совсем одно и то же. Подходы eduScrum и Problem-based Learning действительно очень похожи друг на друга, недаром сейчас везде стараются активно развивать навыки «4К» — критическое мышление, креативность, коммуникация, координация. Но у eduScrum есть преимущества:

  • Готовая структура — с набором событий, ролей и правил. Это значит, что и для педагогов, и для детей «переход» с классической системы на новую будет значительно проще. Ещё и процессы прозрачны для всех благодаря eduScrum-доске.
  • Внимание уделяется развитию личностных навыков и качеств каждого участника. Причём не только через командную работу, но и через рефлексию, заполнение анкет и даже рубрик (в тех школах, где применяют критериальное оценивание).

Зато сами проекты в рамках eduScrum-обучения могут быть и «проблемными». Например, в прошлом году ученики из Чили в сопровождении тренеров и кураторов eduScrum из разных стран работали над проектами по целям устойчивого развития.

Методику eduScrum применяют только в школьном образовании или где-то ещё?

Систему успешно внедряют и в образование взрослых. Например, eduScrum используют во внутреннем обучении крупного хостинг-провайдера Reg.ru и в кейс-чемпионатах для студентов.

Первое преимущество этого метода — удобное знакомство с Agile-практиками, которые применяют прогрессивные компании по всему миру, ведь принципы eduScrum легко освоить и перенести в рабочий процесс. Кроме того, акцент на самообразовании и ответственности группы помогает обучающимся занять активную позицию, осознать свои цели и задачи, а этого не хватает многим взрослым людям.

Неужели где-то в России применяют эту систему?

Да, в нашей стране есть несколько тренеров по eduScrum и три стажировочных площадки — школа №95 в Саратове, школа №95 в Нижнем Тагиле и гимназия №21 в подмосковной Электростали. Они появились в 2019 году, когда официальные представители eduScrum в России попросили наиболее активных практиков проводить стажировки для коллег. Во время пандемии стажировок не проводилось, но, возможно, их вернут со следующего года. Кстати, в Саратове развитие eduScrum-площадки в школе поддерживается и бизнесом, в том числе председателем правления банка «Агророс» Дмитрием Кондрацковым.

В общей сложности на российских тренингах eduScrum обучились 850–900 человек, примерно 60% из них — школьные учителя, 30% — преподаватели вузов и 10% — представители корпоративного обучения.

Обычно участники тренингов по eduScrum как минимум пробуют применить эту систему в рамках своих предметов, и некоторые потом продолжают использовать её в работе на постоянной основе. Методика eduScrum вполне вписывается в рамки государственного образовательного стандарта: учитель помогает школьникам поставить цели на урок, проверяет, как они поняли и выучили теорию, следит за процессом самостоятельной работы.

Где узнать подробнее про методы eduScrum, чтобы применять у себя?

Пройти официальное обучение можно в единственном в России сертифицированном центре, а можно разобраться во всём и самостоятельно. Точнее — с помощью руководства, подготовленного российскими тренерами eduScrum. Первое время лучше полностью следовать ему, а в дальнейшем, когда система будет освоена, переделывать что-то под себя.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована